Рождественские растения остролист. Почему падуб – символ Рождества? "Рождественское дерево": уход

о новогодних талисманах, которые художники обычно рисовали на поздравлениях в начале прошлого века.
Вот еще три главных рождественских символа - омела, остролист и полосатый мятный леденец в форме трости.
Почти ни одна праздничная открытка до сих пор не обходится без них.


Омела и остролист - два вечнозеленых, очень нарядных растения, ветками и венками из которых украшают дома на Рождество.
Омела символизирует бессмертие и долголетие, а из-за семенной вязкости ее белых и прозрачных плодов кельтские друиды почитали ягоды как оплодотворяющую росу божественного происхождения.
Для них омела прежде всего была фаллическим и сексуальным символом.



У остролиста легенда печальнее.
Согласно поверью, венец Христа был не терновым, а из колючего остролиста, поэтому его ягоды, изначально белые, как у омелы, покраснели от крови Спасителя.


Перевернутый рождественский леденец похож и на букву J, с которой начинается имя Jesus, и на пастуший посох, напоминающий людям о том, что Христос - это пастырь человечества, отдавший жизнь за свое стадо.


Кстати, по давней европейской традиции, мужчина и женщина, оказавшиеся вместе под веткой омелы, обязаны поцеловать друг друга — даже если они незнакомы.


Так что смело вешайте венки с белыми ягодами у себя дома перед приходом девушек)
Можно повесить в изголовье кровати. Поцелуй будет приятнее))))


Хотя, может, этот номер и не пройдет. Не знают современные девушки давних европейских традиций. Знают только недавние.




Красный, темно-зеленый, белый. Традиционные цвета рождественских венков в Европе. Их делают из веточек падуба, на которых к этому времени уже поспевают красные ягоды. Обычно строгому украшению придают сверкающий вид благодаря золоту и серебру нарядных лент, блесток и праздничных колокольчиков.

Падуб европейский , по-другому его название остролист , — это вечнозеленое небольшое дерево, нередкое в европейских лесах. У него гладкая светло-серая кора, густая крона пирамидальной правильной формы, темно-зеленые блестящие жесткие листья, по краю крупнозубчатые, причем каждый зубец вытянут изящно в острую колючку.

Падуб цветет летом , а его красные яркие плоды, плотными группами сидящие на веточках, созревают как раз к празднику — в декабре. Остролист зимний очень радует глаз: на невеселом фоне жухлой травы и голых деревьев — блестящие листья и ярко-красные, будто лакированные ягоды. Вполне заменит новогоднюю елочку.

Остролист внимание людей издревле привлекал. Украшения из его ветвей были непременным атрибутом Сатурналий, праздника, отмечавшегося древними римлянами в середине декабря и посвященного Сатурну. Этот бог считался покровителем земледелия, от него зависел урожай, а значит, благополучие людей в течение года.

И римляне стремились как можно лучше почтить мрачного Сатурна, украшая себя и посвященные божеству храмы и статуи венками из падуба. Остролист для кельтских друидов очень почитаемым растением был, после дуба вторым. А в зимнее время, когда, сбросив листву, погружались в сон лесные могучие великаны, падуб, его младший брат, выступал на первый план.

Друиды свои празднества приурочивали к астрономическим событиям, из которых одним был в Северном полушарии день зимнего солнцестояния, приходящийся на 21 или 22 декабря. А красиво наряженный остролист говорил о том, что самая длинная в году ночь осталась позади, световой день прибывать начинает и скоро близится весна.

Листья омелы с хлорофиллом, поэтому она не зависит от хозяина полностью. Внешность омелы очень колоритна: в кронах деревьев можно видеть хорошо заметные зимой ажурные «шары», иногда довольно крупные до метра в диаметре. От места их прикрепления к ветви дерева отходят во все стороны тонкие, зеленые, вильчато ветвящиеся веточки с немногочисленными вытянутыми овальными кожистыми листьями.

Цветки у омелы мелкие, желтоватые. Опять же зимой, как и у падуба, созревают круглые, беловатые, полупрозрачные ягоды, группками по 2-6 штук сидящие на ветвях.

Друиды почитали и омелу как магическое растение. Особенно «уважали» экземпляры, живущие на дубе. Их полагалось срезать во время специальной церемонии. Сделать это мог лишь верховный жрец с помощью золотого серпа. Срезанная омела ни в коем случае не должна была коснуться земли, ибо это лишало ее магических сил. У друидов омела считалась символом бессмертия, противоядием от большинства ядов.

Древние римляне полагали, что она приносит удачу. Ягоды омелы внешне и по текстуре напоминают капли мужского семени, поэтому считалось, что она повышает плодовитость. В средневековой Европе омелу развешивали в жилищах для защиты от злых духов и ведьм. В некоторых странах существовало поверье, что она защищает дом от пожара и молнии, ибо сама произошла от удара молнии в дерево.

Традиция целоваться под омелой также имеет очень древние корни. Ее возникновение, вероятно, можно объяснить тем, что растению приписывалось свойство повышать плодовитость, а значит, оно использовалось в свадебных ритуалах. Считается, что поцелуи под омелой «изобрели» в Скандинавии, где таким образом заключались мирные договоры.

В германо-скандинавской мифологии существует особая история, способная пролить свет на возникновение этой традиции. В Англии традиция поцелуев под омелой носит исключительно романтический характер. Девушка, оказавшаяся под веточкой этого растения, не может никому отказать в поцелуе. Обычно такие украшения вешают в наиболее посещаемых местах: над притолокой входной двери или под люстрой в центре комнаты.

В некоторых графствах Англии существовала традиция сжигать омелу, под которой целовались, на двенадцатую ночь после Рождества, когда перед началом поста убирали все праздничные украшения. Нарушение этого правила грозило всем поцеловавшимся в текущие праздники под омелой безбрачием. Омела, не использовавшаяся для развлечений, напротив, должна была оставаться в доме до следующего Рождества . Ей приписывались защитные свойства.

На заметку:

— Долгое время кроссандра считалась очень капризным, исключительно оранжерейным растением. Не так давно на цветочном рынке появилась полученная в Швеции гибридная форма кроссандры воронковидной (С. infundibuliformis) ‘Mono Wallhead’.

Падуб (Остролист)
Латинское название: Ilex.
Категории: декоративные деревья и кустарники, растения для теневых зон.
Семейство: падубовые (Aquifoliáceae).
Родина Падуб (остролист) распространен практически по всему миру, в умеренных и тропических районах.
Форма: вечнозеленый или листопадный кустарник или дерево.

Описание
Род насчитывает около 400 видов. Падуб (остролист) - вечнозеленое или листопадное дерево или кустарник с очень декоративной листвой и ягодами. Листья падуба кожистые, плотные, темно-зеленые, зубчатые, реже цельнокрайние. Ягоды падуба красные, жёлтые, белые, чёрные или оранжевые; созревают осенью и остаются на растении даже под снегом. Цветы падубов двудомные, для получения плодов нужно сажать мужские и женские экземпляры. Падубы хорошо стригутся.

Падуб остролистный , или падуб обыкновенный (I. aquifolium). Крупный, медленнорастущий, куполовидный кустарник или небольшое коническое дерево от 2 до 10 м высотой и до 4 м шириной с несколько искривленными побегами. Нижние побеги падуба остролистного или обыкновенного свисают, часто лежат на земле и иногда укореняются. Верхние побеги падуба остролистного или обыкновенного распростертые или вертикальнорастущие. Листья вечнозеленые, овальные или узкояйцевидные, блестящие, плотные, темно-зеленые; края листьев молодых растений имеют острые колючки. Плоды падуба остролистного размером с горошину, блестящие, красные, многочисленные, декоративные, ядовитые. Корневая система падуба обыкновенного глубокая и широкая. Падуб остролистный незимостоек. В природе растение распространено в центральной Европе.

Падуб городчатый (I. crenata). Ассиметричный, вертикальнорастущий кустарник, средней величины, различный по форме. Высота - 2-3 м, ширина - 1-2 м. Падуб городчатый растет медленно. Листья вечнозеленые, небольшие, продолговато-яйцевидные, цельнокрайние, темно-зеленые. Цветет в начале июля не каждый год. Плоды мелкие, черные ягоды до 6 мм в диаметре - не декоративны. Зимой падуб городчатый неветроустойчив.

Падуб Мезерва (I. x meserveae). Гибрид европейского падуба обыкновенного и корейского падуба морщинистого. Сильно варьирующийся (в зависимости от сорта) по внешнему виду кустарник. Листья падуба Мезерва вечнозеленые, овальные или узкояйцевидные, при распускании бронзово-зеленые, затем блестящие, темно-зеленые, зимой часто черные или малиново-зеленые, плотные, кожистые, мягкие, с неострыми колючками. Цветки многочисленные, белые, с легким ароматом, распускаются в мае. Плоды падуба Мезерва многочисленные, ядовитые, размером с горошину или крупнее, блестящие, ярко-красные, долго держатся на растении, в тени немногочисленны. Падуб Мезерва имеет ряд интересных сортов, которые ценятся, в том числе, за высокую морозоустойчивость.

Падуб мутовчатый (I. verticillata). Листопадный, очень декоративный вид падубов. Ветви падуба мутовчатого покрыты многочисленными оранжевыми плодами, которые сохраняются на растении всю зиму. Падуб мутовчатый самый зимостойкий из всех видов растения. Его родина - северо-восток Северной Америки.

Падуб морщинистый (I. rugosa). Вечнозеленый низкий или стелющийся, незимостойкий кустарник до 0,4 м высотой. Падуб морщинистый не встречается в озеленении. В природе встречается в смешанных лесах на Дальнем Востоке, Сахалине, Курильских островах, в Приморье, Японии.

Падуб колхидский (I. colchica). В природе - деревце с поникающими ветвями или стелющийся кустарник. В Средней полосе России достигает 0,5 м в высоту. Листья падуба колхидского кожистые, зубчатые, колючие, очень темные, зеленые, нижняя сторона листьев светлее. Растение обмерзает до снегового покрова, но быстро восстанавливается. Родина падуба колхидского - Закавказье и Малая Азия.

Условия выращивания
Падубы теневыносливы и влаголюбивы, плохо переносят засуху и высокие температуры, любят прохладные места. Растения могут страдать от зимнего солнца. Почвы падубы предпочитают хорошо дренированные, плодородные, от свежих до влажных, от кислых до слегка щелочных. Падуб, или остролист, плохо растет на тяжелых почвах, теряет зимостойкость.

2


Применение
Вечнозеленые падубы (остролисты) - растения высокодекоративные, которые пользуются большой популярностью у садоводов. Падубы лучше сажать в группах. Растения используют для создания живых изгородей. Формованные падубы прекрасно подойдут для садов французского (регулярного) стиля. Стоит отметить, что падуб, или остролист, благодаря своим темно-зеленым зубчатым листьям и ярко-красным плодам, очень популярны в Европе в качестве рождественских растений, из которых делают праздничные венки, гирлянды, различные украшения.

Уход
Падубы влаголюбивы, поэтому в сухое, жаркое время их нужно поливать. Молодые растения могут серьезно пострадать от ранних весенних ожогов, поэтому их желательно укрывать весной. У пестролистых сортов падуба могут отрастать ветки с обычными зелеными листьями, поэтому их нужно периодически удалять.

4


Размножение
Падуб размножается вегетативно - черенками и отводками. Сажать падубы лучше ранней весной, взрослые растения не любят пересадку.

5


Болезни и вредители
Падуб - растение устойчивое; в благоприятных условиях остролист не поражается болезнями. Возможная болезнь - фитофтороз.

6


Популярные сорта
Сорта падуба Мезерва

‘Blue Angel’. Небольшой компактный плотный вертикальнорастущий кустарник от 1,2 до 1,5 м высотой и до 2 м шириной. Зимой листья становятся почти черными. Плоды красные, ядовитые. Растет медленно.

‘Blue Prince’. Небольшой или крупный, компактный, конусовидный кустарник от 2 до 4 м высотой и от 1 до 3 м шириной. Листья зимой почти черные. Сорт ‘Blue Prince’ представлен только мужскими видами, поэтому не образует плодов (при этом является важным опылителем для других видов).

‘Blue Princess’. Небольшой или крупный кустарник от 2 до 5 м высотой и от 2 до 3 м шириной; ажурный, конусовидный, или широко вертикальнорастущий. Листья зимой почти черные; плоды светло-красные, очень ядовитые. Растет медленно. Представлен женскими видами.

7

Другие сорта падуба Мезерва ‘Blue Maid’, ‘Golden Princess’.

(Ilex aquifolia) – один из самых излюбленных и выразительных рождественских символов. В христианской символике колючие листья падуба выражают страдания, а красные ягоды – кровь, он является символом вечной жизни и возрождения. Одна из библейских легенд рассказывает, что там, где Спаситель ступал на землю, вырастали кусты падуба. На некоторых изображениях терновый венец на голове Христа заменяет колючий венок из падуба. Согласно библейским сказаниям, когда-то ягоды его были белыми, но обагренные кровью Спасителя, покраснели. Некоторые источники утверждают, что из древесины падуба был сделан крест, на котором распяли Спасителя – другие деревья отказались принимать в этом участие и раскололись при первом ударе топора, и только падуб остался тверд.

На это растение люди обратили внимание задолго до введения христианства. Жители европейского побережья Атлантики и Средиземноморья, где падуб растет в диком виде, издавна обожествляли его и наделяли мощной магической силой. Это жизнестойкое растение, способное выживать в глубокой тени лесов, где не всходят семена других растений, вступающее в пик своей декоративности осенью и переживающее зиму в вечнозеленых листьях и плодах, вооруженное колючками и ядовитыми кроваво-красными ягодами, дающее пищу и приют птицам и исцеление - людям, казалось одновременно олицетворением защиты и угрозы. Разные народы посвящали его своим самым могущественным богам, а его плодоношение связывали со сменой времен года, противоборством жизни и смерти.

До сих пор ведутся споры, откуда пошел культ падуба – от кельтов или римлян. Своим верховным божеством кельты считали дуб как олицетворение мирового древа, есть гипотеза, что слово «друиды», которым именовались кельтские жрецы, означает не что иное, как «люди дуба». Но если Король Дуб правил над прибывающей частью года до дня летнего солнцестояния, а вместе с нею - над жизнью, то после его сменял Король Остролист, т.е. падуб, который властвовал над убывающей частью года и смертью. Согласно представлениям кельтов, они с разных сторон поддерживали мост над рекой, разделяющей царства живых и мертвых. Сохранилось древнеисландское название падуба – Helver (от скандинавского слова Hel, означавшего царство мертвых). Это нашло отражение в ирландском «Сказании о Гавейне и Зеленом Рыцаре», где сэр Гавейн, вооруженный дубинкой из дуба, и бессмертный великан - Зеленый рыцарь, вооруженный суком Остролиста, заключают соглашение поочереди обезглавить друг друга в день середины зимы и середины лета. Но рыцарь-падуб жалеет короля-дуба.

В изрезанных очертаниях листьев падуба угадывали сходство с дубом, одно из названий падуба остролистного – Колючий дуб - ставило его в один ряд с главным божеством. Друиды верили в его волшебную силу, используя для усиления магических заклинаний и привлечения вещих снов. Ветки падуба сжигали в кострах в день зимнего солнцестояния Йоль и посвящали его Солнцу. В ирландской поэме «Песнь лесных деревьев» есть строки:

Падуб будет пламенеть,

Словно воск свечной…

Считали, что из падуба можно изготовить волшебную палочку, а копье с древком из падуба приносит безоговорочную победу над злом. И сегодня живо поверье, что обильный урожай ягод падуба предвещает суровую зиму.

В те времена, когда верили в эльфов, фей и гоблинов, в Англии падуб высаживали вокруг жилища, чтобы защититься от молний, нечисти, болезней, колдовства и зимней меланхолии. Английские девы вешали ветки падуба у изголовья или окружали ими постель для защиты от гоблинов. В Ирландии напротив, его старались не сажать рядом с домом, чтобы не отпугнуть добрых фей.

Колючими изгородями из падуба огораживали загоны для скота, а наименее шипастые ветки скармливали ему для предотвращения падежа. Из древесины падуба строили конюшни, полагая, что он охраняет лошадей от болезней и пожаров, а хлыст из ветки падуба дает всаднику власть над лошадью.

Использование древесины во влажных условиях британских островов диктовалось скорее целесообразностью. Стволы деревьев падуба иногда достигают 1 м и более в диаметре. Древесина очень прочная и устойчивая к гниению, мелкозернистая, красивого цвета слоновой кости с редкими зеленоватыми прожилками. Сегодня она считается слишком ценной, поэтому используется только для декоративных изделий и инкрустаций.

Ягоды падуба использовали для лечения лихорадки и других болезней, есть свидетельства, что они помогали при эпидемиях оспы в Европе. Плоды и листья падуба действительно обладают жаропонижающими и другими лечебными свойствами. Но снадобья из них опасны из-за содержащегося в них токсического вещества – илицина, всего двадцати ягод достаточно, чтобы привести к смерти взрослого человека, правда, летальных случаев описано немного. Немецкие врачеватели считали, что достаточно потереться о первый встреченный куст падуба, чтобы получить почти немедленное исцеление.

В скандинавской мифологии падуб связывали с божественным великаном Тором, властвовавшим над молниями (его называли также Громовик), и Фрейей, богиней плодородия, любви и красоты, властвовавшей над погодой и над громом. Ломаные линии листа падуба с колючками по краям навевали людям ассоциации с молнией, вместе с тем фактом, что это дерево лучше других отводит молнию в землю и само при этом почти не страдает.

Отношение кельтов к падубу, вероятно, передалось в результате войн и жителям Средиземноморья. Самое раннее упоминание о падубе здесь встречается у древнегреческого философа Теофраста. Живший двумя веками позже римский философ Плиний указывал, что падуб способен защитить от молнии, яда и темного колдовства. Римляне посвящали его богу земледелия Сатурну, украшали веточками его изображения, и приносили в дар друг другу как символ удачи и защиты от зла в дни проведения Сатурналий(17-23 декабря) с окончанием полевых работ. Ранние христиане поначалу отвергали падуб как языческий символ, но со временем он прочно вошел в христианскую культуру. Сатурналии заменило Рождество, а падуб остался, но уже не символом плодородия, а олицетворением страданий Христа.

В культурах разных стран мира, где произрастают другие представители падубов (всего насчитывается около 600 видов), отношение к ним примерно такое же. В Японии почитают падуб городчатый (Ilex crenata). Величайший из японских мифологических героев Ямато вооружен символом божественной власти - копьем, сделанным из падуба. А одна из легенд рассказывает о том, как крысы помогли буддийскому монаху Дайкоку отразить нападение дьявола, притащив ему в решающий момент схватки ветку падуба. Отсюда пошла деревенская традиция вешать веточку падуба вместе с маленьким вертелом на дверь, чтобы заставить дьявола держаться подальше. В Китае на Новый год дома аналогично украшают местным падубом китайским (Ilex schinensis).

В Северной Америке до прихода белых поселенцев американский падуб (Ilex opaca) был священным символом мужества и обороны, его сажали вокруг лагерей для защиты племени. Индейцы племен семинол и чероки готовили из листьев и побегов падуба чайного (Ilex vomitoria), «черный напиток», оказывавший рвотное, слабительное и галлюциногенное действие. Он использовался в культовом ритуале очищения ума, духа и плоти, проводившемся перед началом употребления зерновых нового урожая. В приготовлении напитка и самом ритуале участвовали только мужчины. Высокое содержание кофеина (в 6 раз больше, чем в кофе) позволяло продолжать церемонию, сопровождавшуюся танцами и курением табака, всю ночь. Обряд, зародившийся, по меньшей мере, за 1200 лет до нашей эры, просуществовал до 1830 года, когда племена были переселены из Флориды в Оклахому, где не растет этот вид падуба, и его в ритуальном напитке заменили другие травы и коренья.

Из листьев падуба парагвайского (Ilex paraguayensis), также обладающего большим содержанием кофеина, в Южной Америке готовят известный теперь всему миру тонизирующий чай мате. Происхождение этого напитка считают божественным – одни народы говорят, что научил смертных его готовить бородатый бог Pa-I-Shume, другие – что растение даровали богини Луны и облаков тому старику, что спас их от нападения ягуара, когда они посетили землю. Потребление мате считают полезным не только для тела, но и для души, позволяющим достичь божественного умиротворения. Его называют «напитком дружбы», скрепляющим семейные и дружеские отношения.

В индийских Гималаях падуб был одним из священных деревьев, опекаемым доброжелательным духом-хранителем Муниспурама. На ствол дерева наносили знаки киноварью, у подножия клали три камня, выкрашенных в красный цвет, и приносили в жертву животных нуждающиеся в исцелении. Об этом упоминается в книге П. Седира «Магические растения».

Отголоски старинных верований живы и сегодня. Английская и немецкая традиция приносить падуб на Рождество в дом связана с поверьем, что в этот день можно определить, кто будет верховодить в семье в грядущем году – муж или жена. Падуб с шипами считают мужским, а без шипов – женским. На самом деле, это растение двудомное, и женские растения легко отличить по наличию ягод. В противоположность, в Уэльсе считают, что, сорвав ветку падуба, можно навлечь скорую смерть, а наступив на ягоду – другие несчастья.

Для рождественских венков и композиций теперь используют не только падуб остролистный, но и американские листопадные виды – падуб мутовчатый (Ilex verticillata) и падуб опадающий (Ilex decidua), которые к новогодним праздникам бывают уже без листьев, но густо унизаны яркими костянками. А падуб остролистный, как и гибридные виды падуб мезерва (Ilex x meservae) и падуб алтакларенский (Ilex x altaclarensis) представлены множеством сортов – с зеленой, голубоватой, пестрой листвой, с красными, оранжевыми и желтыми ягодами.

У нас падуб остролистный не растет, но в новогоднем декоре эта зимняя ягода будет не лишней, даже если нет необходимости отгонять нечистую силу. Говорят, что мистический дух падуба способен привлечь финансовое благополучие и поправить дела в бизнесе.

Все мы привыкли к тому, что символом Нового года и Рождества является или другое хвойное дерево. Но традиция эта свойственна не всем народам. О новогодних растениях разных стран – в предновогодней статье !

Падуб остролистный

Падуб (или остролист) – куда более древний символ зимних праздников, чем ель. Древние римляне считали остролист священным деревом бога Сатурна, друиды традиционно сжигали его ветви на праздник зимнего солнцестояния, а кельты плели из падуба венки и верили, что его ярко-красные ягоды помогут им пережить самую длинную ночь в году.

Со временем языческие традиции перекочевали и в христианские праздники. Падуб стал настоящим символом Рождества. По одной из версий, именно из остролиста был сплетен венок Иисуса Христа, а красные ягоды – это кровь Спасителя. Венки и гирлянды из остролиста до сих пор популярны во многих странах Западной Европы, особенно в Великобритании. Считается, что это растение дарит людям надежду и веру в лучшее.

Омела белая

Молочай красивейший (Пуансеттия)

Другим популярным рождественским растением в англоговорящих странах является пуансеттия – «Вифлиемская звезда». В США, Канаде, Великобритании и ряде других европейских стран пуансеттией украшают дома и офисы, а также преподносят это красивое растение в качестве рождественского подарка. Эта традиция в последние годы начала распространятся и в России.

Плющ обыкновенный

В рождественские венки в западноевропейских странах, Канаде и США часто добавляют веточки плюща. Этот вьюн символизирует стремление расти вверх, развиваться и быть ближе к Богу.

Кумкват и мандарины

Цитрусовые растения – новогодний символ в Китае, Японии и Корее. Кумкваты и мандарины символизируют здесь здоровье, счастье и долголетие. Эти деревья, увешанные плодами, традиционно продают здесь на новогодние праздники, ими украшают дома и преподносят в подарок.

Бамбук

В Японии на Новый год обязательным атрибутом являются ветви бамбука. Из них плетут необычные фигурки «на счастье» или просто вешают пучки соломы из бамбука на дверь, чтобы отогнать злых духов. Популярны в Японии также ветви сосны, кипариса и цветущих сливы или персика.

Нуитсия обильноцветущая

В Австралии главным рождественским деревом считается Нуитсия. Именно под новый год нуитсия зацветает огромными ярко-желтыми цветами, которые могут достигать 10 метров в высоту!