Снежный человек по. Йети – снежный человек


Публикации о снежном человеке давно перешли из разряда мировых сенсаций в категорию развлекательного чтива. Еще в 1970 годы известный журналист Ярослав Голованов отмечал, что на йети стоит «клеймо улыбки». А в последние годы практически ни одно журналистское расследование на эту тему не обходится без определенной доли зубоскальства.

Представители «большой» науки называют исследователей проблемы дилетантами, высокомерно отвергая сделанные ими открытия. Тем не менее, исследования в этой области продолжаются и пополняются все новыми и новыми свидетельствами. Журнал DISCOVERY начинает серию публикаций о снежном человеке и других неизведанных, спорных и вымерших существах.

Принято считать, что в России исследование снежного человека началось столетие назад. Еще в 1914 году ученый-зоолог Виталий Хахлов, с 1907 года проводивший поиски «дикого человека» и опросы местного населения на территории Казахстана, направил руководству Академии наук письмо, в котором обосновывал существование человекоподобных существ.

Хахлов дал им видовое название Primihomo asiaticus (первочеловек азиатский) и настаивал на организации экспедиции для обнаружения жизнеспособных особей. Но письмо попало в разряд «не имеющих научного значения», а последовавшие затем события, в том числе и первая мировая война, и вовсе отодвинули решение этой проблемы на многие десятилетия.

Снежный человек (он же бигфут, йети и саскватч) впервые привлек внимание широкой общественности в 1950 годы, когда альпинисты многих стран стали «осваивать» высочайшие вершины планеты. Чуть более полувека назад, в 1954 году, состоялась первая специальная экспедиция по поискам йети в Гималаях.

Она была организована британским таблоидом «Дейли мейл» по инициативе и под руководством сотрудника газеты, журналиста Ральфа Иззарда. Толчком к подготовке экспедиции послужили фотографии следов таинственного двуногого существа на снегу, сделанные англичанином Эриком Шиптоном во время подъема на Эверест в 1951 году.

В высокогорных монастырях были обнаружены свидетельства, доказывающие, что в Гималаях обитают (или, по крайней мере, обитали) огромные человекоподобные существа, покрытые шерстью.

Иззард очень вдумчиво подошел к сборам экспедиции, занявшим почти три года. За это время он ознакомился со всеми публикациями по теме в библиотеках разных стран, тщательно подобрал специалистов для основного состава экспедиции, договорился о содействии шерпов — коренных жителей высокогорья Гималаев.

И хотя снежного человека Иззард не поймал (а такая задача тоже ставилась), было зафиксировано множество сообщений о встречах с ним, а в высокогорных монастырях были обнаружены свидетельства, доказывающие, что в Гималаях обитают (или, по крайней мере, обитали) огромные человекоподобные существа, покрытые шерстью. По описаниям местных жителей английский антрополог, сын эмигрантов первой волны, Владимир Чернецкий воссоздал облик йети.

Уникальная фотография, сделанная во время экспедиции в лесу под Вяткой (Оричевский район) в 200В году: лохматое существо, перемещающееся на двух ногах, засняли с расстояния около 200 метров, после чего оно убежало, оставив гигантские следы.


В1958 году Академия наук СССР создала «Комиссию по изучению вопроса о снежном человеке» и направила дорогостоящую экспедицию по поискам йети в высокогорья Памира, но, в отличие от Иззарда, не стала утруждать себя какой-либо серьезной подготовкой. Миссию возглавил ботаник Кирилл Станюкович, и среди его коллег не было ни одного специалиста по крупным млекопитающим.

Стоит ли говорить, что результат оказался удручающим: немалые средства были потрачены, как сказали бы сегодня, на «нецелевые расходы». Нельзя утверждать, что Станюкович совсем уж не оправдал надежд высоких чинов. На основе полученных данных он создал геоботанический атлас высокогорий Памира, но после его экспедиции Академия наук официально закрыла тему изучения снежного человека. С тех пор все поиски йети в нашей стране велись исключительно силами энтузиастов.

ЙЕТИ НА КИНОПЛЕНКЕ

Тем не менее, за короткий срок своего существования комиссия успела собрать большое количество сообщений очевидцев о встречах с «жителями гор». Было издано несколько выпусков информационных материалов. Вся работа проводилась под руководством профессора Бориса Порш-нева, основавшего новое направление в науке о человеке и его происхождении — гоминологию.

В 1963 году с пометкой «Для служебного пользования» тиражом всего в 180 экземпляров вышла его объемная монография «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминидах», в которой Поршнев изложил имевшиеся данные и основанную на них теорию.

Эти идеи в последующие годы были развиты профессором в статьях научно-популярных изданий и обобщены им в книге «О начале человеческой истории» (1974), увидевшей свет уже после смерти автора. Борис Поршнев умер от сердечного приступа, когда в последний момент издание этого труда было отменено, а набор книги рассыпан.

В своих трудах Поршнев высказал идею, что «снежные люди» — дожившие до наших дней неандертальцы, приспособившиеся к природным условиям без орудий труда, одежды, огня и, что самое важное, речи как средства общения. Речь, по мнению ученого, — самое важное отличительное качество человека, выделяющее его из остального животного мира.

В 1960 годы экспедиционная работа переместилась в основном на Кавказ. Основная заслуга в этом принадлежит доктору биологических наук Александру Машковцеву, объехавшему вдоль и попрек несколько регионов Кавказа и собравшему богатый материал.

Экспедиционную работу возглавила и долгие годы вела Мария-Жанна Кофман. Участники поисков обменивались информацией о полученных результатах на заседаниях семинара по проблеме реликтовых гоминидов, основанного в 1960 году при Государственном Дарвиновском музее в Москве известным натуралистом Петром Смолиным. После смерти Смолина семинар до настоящего времени возглавляет Дмитрий Баянов.

В то время как в СССР проблема снежного человека обсуждалась с теоретической позиции, в Америке и Канаде произошел серьезный рывок в сфере полевых поисков.

20 октября 1967 года американцу Роджеру Паттерсону удалось снять на кинопленку женскую особь гоминида в лесу в Северной Калифорнии и сделать несколько гипсовых слепков ее следов. Фильм был холодно встречен научной общественностью, без какого-либо изучения был отвергнут Смитсоновским центром и объявлен подделкой. Паттерсон умер через пять лет от рака мозга, но до сих пор в печати появляются материалы, пытающиеся обвинить его в фальсификации.

А ведь еще в 1971 году российские гоминологи, среди которых был и ваш покорный слуга, в результате кропотливых исследований признали пленку подлинной. Наше исследование фильма до сих пор остается важнейшим свидетельством его истинности. Американские специалисты только недавно приступили к его серьезному изучению и уже подтверждают выводы, сделанные в СССР почти 40 лет назад.

ЭКСПЕРТИЗА ИЗУЧАЯ ПЛЕНКУ ПАТТЕРСОНА, РОССИЙСКИЕ (ТОГДА ЕЩЕ СОВЕТСКИЕ) УЧЕНЫЕ СДЕЛАЛИ ВЫВОД, ЧТО ОНА ПОДЛИННАЯ. ОНИ ОБОСНОВАЛИ СВОИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СЛЕДУЮЩИМИ АРГУМЕНТАМИ:

Исключительная гибкость голеностопного сустава существа, изображенного на пленке, недостижимая для человека.
Большая, по сравнению с человеком, гибкость самой стопы именно в тыльном направлении. На это первый обратил внимание Дмитрий Баянов. Позже это же подтвердил и американский антрополог Джефф Мелдрам, что и описал в своих публикациях.

Пятка бигфута выступает назад больше, чем у человека. Это соответствует типичному строению стопы неандертальцев. Для существа большого веса это оправдано с точки зрения рационального приложения силы мышц.

В Исследовавший фильм доктор наук Дмитрий Донской, бывший тогда заведующим кафедрой биомеханики Института физкультуры, пришел к выводу, что походка существа совершенно не типична для Homo sapiens и практически не может быть воспроизведена.

В фильме явственно видна игра мышц на корпусе и конечностях, что отвергает предположения о костюме. Вся анатомия тела и особенно низкая посадка головы отличает это существо от современного человека.

Измерения частоты колебаний рук и сопоставление со скоростью, на которой был снят фильм, свидетельствуют о высоком росте существа (около 220 см) и, учитывая комплекцию, большом весе (превышающем 200 кг).

КЛАН БИГФУТОВ В ТЕННЕСИ

В декабре 1968 года два криптозоолога с мировым именем, Айвен Сандерсон (США) и Бернар Эйвельманс (Франция), обследуют замороженный труп волосатого человекоподобного существа. Позже они публикуют отчет в научной печати. Эйвельманс идентифицировал погибшего как «современного неандертальца», продекларировав этим правоту Поршнева.

Тем временем поиски снежного человека продолжались и в СССР. Наиболее существенные результаты дали работы Марии-Жанны Кофман на Северном Кавказе, поиски Александры Бурцевой на Камчатке и Чукотке; весьма масштабно и плодотворно проходили экспедиции в Таджикистане и на Памиро-Алае под руководством киевлянина Игоря Тацла и Игоря Бурцева, а в Западной Сибири и на Ловозере (Мурманская область) небезрезультатно вела поиски Майя Быкова, Владимир Пушкарев собрал много сведений в Коми и Якутии.

Экспедиция Пушкарева окончились трагически: в сентябре 1978 года он в одиночку отправился в экспедицию в Ханты-Мансийский округ и пропал без вести.

В 1990 году поисковые экспедиции практически прекратились в связи с резким изменением общественно-политической обстановки на территории бывшего СССР. Через некоторое время благодаря развитию интернета российские исследователи смогли наладить прочные контакты с европейскими и заокеанскими коллегами.

В последние годы интерес к йети усилился, появились и новые регионы обнаружения гоминидов. В 2002 году Дженис Картер, хозяйка фермы в штате Теннеси, рассказала в интервью, что рядом с ее владениями уже более полувека обитает целый клан бигфутов. По словам женщины, старейшине «снежной» семьи было около 60 лет, а «знакомство» с ним состоялось, когда Дженис было всего семь лет.

В следующем номере мы подробнее остановимся на этом удивительном случае и главных действующих героях истории. Вас ждет рассказ об уникальных находках и невероятных открытиях.

Таинственное существо из Бурганефа действительно похоже на неандертальца

Дженис Картер встречает бигфута. Рисунок сделан со слов женщины и с точностью показывает пропорции существа и демонстрирует, как проходило их общение.

Некоторое время назад российские гоминологи случайно наткнулись на информацию, что в 1997 году во Франции на провинциальной ярмарке в городке Бурганеф демонстрировалось замороженное тело «неандертальца», якобы найденное в горах Тибета и контрабандой доставленное из Китая.

В этой истории много непонятного. Владелец трейлера, в котором перевозилась холодильная камера с «неандертальцем», бесследно исчез вскоре после того, как снимки тела погибшего снежного человека просочились во французскую прессу.

Исчез и сам трейлер со своим бесценным содержимым, все попытки отыскать его на протяжении 11 лет оказываются тщетными. Фотографии замороженного тела показали Дженис Картер, которая с большой долей вероятности подтвердила, что это не фальсификация, а действительно труп бигфута.

Несмотря на серьезные трудности, в основном финансового характера, исследования проблемы снежного человека продолжаются. Признание официальной наукой подобных человекообразных существ приведет к серьезным изменениям во многих отраслях знаний, связанных с изучением человека, позволит проникнуть в тайну его происхождения, окажет серьезное влияние на развитие культуры, религии, медицины. Пользуясь терминологией Поршнева, это приведет к научной революции и к коренному перевороту в вопросе определения человека как такового и выделения его из животного мира.


Необычное сооружение, сделанное из стволов и веток деревьев, обнаруженное в штате Теннеси. Подобные конструкции часто находят в труднопроходимых лесах. Их предназначение пока неизвестно, но, по всей видимости так йети каким-то образом обозначают свою территорию. Игорь Бурцев (на фото) убежден, что в Теннеси проживает огромная семья бигфутов.

ГИБРИД ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНОГО

Еще Мишель Нострадамус предупреждал о появлении гибрида человека и животного. Опыты по вивисекции, то есть хирургическом вмешательстве в живой организм в целях создания иного существа, в частности человека (или подобного ему), проводились еще в XIX веке, однако ник чему ни привели.

О более ранних «исследованиях» такого рода данных нет. По крайней мере, врачи и алхимики Средневековья к подобным экспериментам не прибегали (это был путь на костер инквизиции), довольствуясь попытками выращивания в пробирках гомункулусов.

Опыты по выведению человекоподобных существ получили широкое (в определенных кругах) распространение в начале 1920 годов. Ученик академика Ивана Павлова, биолог Илья Иванов, начал проводить опыты по скрещиванию человека и шимпанзе методом искусственного оплодотворения. Опыты проводились на добровольцах и продолжались более 10 лет, до смерти Иванова в 1932 году, которая последовала при весьма загадочных обстоятельствах.

Для чего проводились эти опыты? Причина на первый взгляд проста — возможность создания неких гибридов для работы в тяжелых и вредных условиях и, возможно, для донорства органов. Однако результаты экспериментов неизвестны. Правда, существуют непроверенные данные, что где-то в шахтах заключенные ГУЛАГа встречали волосатых обезьяноподобных людей.

Но возможно ли создание таких существ и других человекоподобных монстров? Генетики отрицательно отвечают на этот вопрос, так как у человека 46 хромосом, а у шимпанзе — 48, а значит, искусственное (как и естественное) оплодотворение просто невозможно. Но Иванов при воздействии на яйцеклетку вполне мог применять химические вещества, лекарственные препараты, облучение и любые другие сильнодействующие методы. Ведь то, что порой невозможно в природе, вполне возможно в лаборатории.

ЯПОНСКАЯ ВЕРСИЯ

Японский альпинист утверждает, что раскрыл тайну снежного человека, и теперь с этой проблемой, десятки лет будоражившей умы искателей загадочных явлений, покончено. После 12 лет исследований Ма-кото Небука сделал вывод, что легендарный йети с Гималаев не что иное, как гималайский медведь (Ursus thibetanus).

«Реальность редко бывает столь пугающей, как представления о ней», — заявляет улыбающийся Небука, один из ведущих членов Альпийского клуба Японии, на пресс-конференции в Токио, посвященной выходу его книги, где подведен итог многолетних исследований проблемы «снежного человека».

Помимо уникальных фотографий. Небука занимался и лингвистическими исследованиями. В частности, анализ интервью с жителями Непала, Тибета и Бутана показал, что пресловутый «йети» — это искаженное «мети», то есть «медведь» на местном диалекте. А миф почти стал реальностью из-за того, что тибетцы считают мед ведя-«йети» всемогущим и страшным созданием, обладающим сверхъестественной силой.

Эти понятия совместились и стали «снежным человеком», объясняет Небука. В доказательство своей позиции он демонстрирует фотографию медведя-«йети», голова и лапы которого хранятся у одного из шерпов в качестве талисмана.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

Название «снежный человек» — калька с тибетского «метох кангми», как там называют это существо.
. Ученые, изучающие снежного человека, сходятся во мнении, что срок жизни этого существа составляет 250-300 лет.
. Криптозоологи располагают не только слепками следов, волосами и экскрементами йети, но и фрагментами его жилища, сооружаемого на земле и на деревьях. Ученые убеждены: чтобы построить конструкцию из сучьев и заделать стены травой, листвой, землей и экскрементами, требуется немалая сила и интеллект.
. Самую невероятную версию появления снежного человека попытались предложить финские ученые. Они утверждали, что йети — инопланетяне, и, исчезая, они транспортируются на свою планету.
. В Малайзии йети считают божеством, называют его «Ханту Яранг Джиджи» (в дословном переводе — «дух с широко расставленными зубами»), а в национальном парке Эндау-Ромпин существует даже небольшая часовня со скульптурой бигфута, к которой приходят молиться верующие.
. Американским Обществом криптозоологи и в Тусоне (штат Аризона) объявлена награда в 100 тысяч долларов США тому, кто найдет и доставит ученым труп снежного человека, и 1 миллион долларов тому, кому удастся поймать его живьем.

Игорь Бурцев
Журнал "Discovery" № 5 2009.

Снежный человек — миф или реальность? Миллиарды людей на Земле хотят получить ответ на этот вопрос

Вас интересует тема снежный человек фото или снежный человек видео фильм ? Эта статья как раз об этом! Снежный человек или, как его еще называют, , бигфут , гоминоид , сасквоч – это человекообразное существо, которое, как считают, можно встретить в высокогорных и лесных районах всего мира. Бытует мнение, что это млекопитающее, которое относится к отряду приматов и к роду человек, сохранившееся со времен предков человека. Шведский естествоиспытатель, создатель единой системы классификации животного и растительного мира Карл Линней определил его как Homo troglodytes или, другими словами, человек пещерный.

Описательные характеристики снежного человека

Точное описание снежного человека отсутствует. Одни говорят, что это громадные четырехметровые животные, которые отличаются подвижностью. Другие, наоборот, говорят, что рост его не превышает 1,5 метра, он пассивен и при ходьбе сильно размахивает руками.

Все исследователи снежного человека склоняются к выводу, что йети — существо доброе, если его не сердить

По неподтвержденным данным йети отличается от современного человека заостренной формой черепа, более плотным телосложением, малой длиной шеи, более длинными руками, короткими бедрами и массивной нижней челюстью. Все его тело покрыто волосяным покровом рыжего серого или черного цвета. Волосы на голове длиннее, чем на теле, а борода и усы очень короткие. Он имеет неприятный сильный запах. Помимо всего прочего, он отлично лазает по деревьям.

Есть мнение, что место обитания снежного человека – снежная кромка, которая отделяет лесные массивы от ледников. При этом лесные популяции снежных людей на ветках деревьев строят гнезда, а горные живут в пещерах. Питаются они лишайниками и грызунами, причем, перед употреблением в пищу пойманных животных разделывают. Это может свидетельствовать о тесном родстве с человеком. В случае голода йети приближаются к людям, и ведут себя, таким образом, неосторожно. По словам сельских жителей, в случае опасности человекообразный дикарь издает лающий громкий звук. А вот китайские крестьяне рассказывают о том, что снежные люди плетут простые корзины, а также изготавливают топоры, лопаты и другие элементарные орудия труда.

Описания дают основания предполагать, что йети является реликтовым гоминоидом, который обитает в семейных парах. Однако, возможно за этих существ принимают некоторых людей с чрезмерно развитым неестественным волосяным покровом.

Ранние упоминания о снежном человеке

Самое первое историческое доказательство существования снежного человека связано с именем Плутарха. Он рассказывал о том, как солдаты Суллы поймали сатира, который по описанию соответствует внешности йети.

В своем рассказе «Ужас» Ги де Мопассан описывает встречу писателя Ивана Тургенева со снежным человеком женского пола. Также имеются документальные свидетельства, что в XIX веке в Абхазии находилась женщина по имени Зана, которая являлась прототипом йети. У нее были своеобразные повадки, однако это не мешало ей благополучно рожать детей от людей, которые в свою очередь отличались могучей силой и крепким здоровьем.

На Западе в 1832 году появились сообщения о странном существе, обитающем в Гималаях. Ходтсон Б.Г., английский путешественник и исследователь с целью изучения этого загадочного существа поселился в высокогорном районе. Позднее Ходтсон Б.Г. в своих работах рассказывал о высоком человекоподобном существе, которое непальцы прозвали демоном. Оно было покрыто длинной густой шерстью, от животного отличалось отсутствием хвоста и прямым хождением. О первых упоминаниях про йети Ходтсону поведали местные жители. С их слов, впервые о снежных людях было упомянуто в четвертом веке до нашей эры.

Через полстолетия, дикарями заинтересовался британец Лоуренс Уодделл. На высоте 6 000 метров в Сиккиме он нашел следы. После их анализа и разговора с местными жителями Лоуренс Уодделл сделал заключение, что за человекоподобных дикарей принимают желтых медведей-хищников, которые очень часто нападают на яков.

Рост интереса к бигфутам наблюдался в 20-30-е годы ХХ века, когда один репортер назвал волосатого дикаря «страшным снежным человеком». В средствах массовой информации также сообщалось, что несколько снежных людей были пойманы и заключены в тюрьму, после чего расстреляны как басмачи. В 1941 году полковник медслужбы Советской армии Карапетян В.С. произвел осмотр снежного человека, пойманного в Дагестане. Вскоре после этого загадочное существо было расстреляно.

Теории и фильм о снежном человеке

На сегодня ученые не обладают достаточными данными, чтобы сделать официальное подтверждение действительности одной из теорий. Однако ученые озвучивают довольно смелые гипотезы о возникновении йети, которые имеют право на существования. Их мнения опираются на исследование волос и отпечатков следов, на сделанных фотографиях, аудиозаписях, фотороботах странного существа, а также видеозаписях, которые имеют не самое лучшее качество.

Долгое время короткометражный фильм, который сняли Боб Гимлин и Роджер Паттерсон в 1967 году в Северной Калифорнии, был наиболее убедительным свидетельством существования йети. По словам авторов, на пленку им удалось заснять самку бигфута.

Происходило это осенью, когда Боб и Роджер вдоль покрытого густым лесом ущелья ехали на лошадях в надежде встретить йети, следы которого неоднократно были замечены в этих местах. В один момент лошади чего-то испугались и стали на дыбы, после чего Паттерсон заметил некое крупное существо, которое на корточках сидело на берегу ручья у воды. Взглянув на ковбоев, это загадочное существо встало и пошло прочь в сторону крутого склона ущелья. Роджер не растерялся и, достав видеокамеру, побежал к ручью за существом. Он бежал за дикарем, снимая его в спину. Однако он сообразил, что необходимо зафиксировать камеру и проследить за движущимся существом, после чего встал на колено. Неожиданно существо повернулось и начало идти на камеру, но потом, свернув несколько влево, уходило от ручья. Роджер попытался кинуться за ним, однако, благодаря своей быстрой ходьбе и крупным размерам, загадочное существо быстро скрылось, а пленка на видеокамере кончилась.

Фильм Гимлина-Паттерсона сразу же был отвергнут специалистами важнейшего научного центра США – Смитсоновского института – как подделка. Американские специалисты заявили, что такого гибрида с волосатой грудью, головой гориллы и человеческими ногами в природе просто не может быть. В конце 1971 года фильм привезли в Москву и показали ряду научных учреждений. Специалисты Центрального НИИ протезостроения и протезирования положительно его оценили и очень заинтересовались им. После детального изучения фильма заключение в письменной форме сделал профессор Академии физической культуры Д.Д.Донской, который отметил, что походка существа на пленке совершенно не типична для человека. Он расценил ее как природное движение, в которой не было признаков искусственности, и которое характерно для различных преднамеренных имитаций.

Известный скульптор Никита Лавинский также без сомнений считал фильм Гимлина-Паттерсона подлинным. По кадрам этого фильма он даже создал скульптурные портреты самки снежного человека.

Участниками семинара по вопросам гоминологии Александрой Бурцевой, Дмитрием Баяновым и Игорем Бурцевым было предпринято самое углубленное изучение этого фильма. Бурцев сделал фотографическое воспроизведение со всевозможными экспозициями кадров из фильма. Благодаря этой работе, было доказано, что голова существа на пленке была не гориллы, как утверждали американцы, и не обычного человека, а палеоантропа. Также видно, что волосяной покров – это вовсе не специальный костюм, поскольку сквозь него отчетливо видно мускулатуру спины, ног и рук. Отличием йети от человека также является удлиненные верхние конечности, отсутствие видимой шеи, посадка головы и удлиненный бочкоподобный торс.

Аргументами, на которых основывается фильм Паттерсона, являются:

  • Голеностопный сустав загадочного существа, снятый на пленку, имеет исключительную гибкость, которая недостижима для человека. Стопа в тыльном направлении обладает большей гибкостью, по сравнению с человеком. Дмитрий Баянов первым обратил на это внимание. Позже этот факт подтвердил и описал в своих публикациях Джефф Мелдрам, американский антрополог.
  • Пятка йети выпирает намного больше пятки человека, что соответствует строению стопы неандертальцев.
  • Тогдашний завкафедрой биохимики Академии физической культуры Дмитрий Донской, который детально исследовал фильм, сделал вывод, что походка странного существа на пленке совершенно не присуща Ноmо Sарiеns, которую, к тому же, невозможно воссоздать.
  • В фильме отчетливо видны мышцы на конечностях и корпусе, что в свою очередь исключает предположения о костюме. Вся анатомия отличает это загадочное существо от человека.
  • Сопоставление частоты колебания рук со скоростью, на которой снимался фильм, доказывало о довольно высоком росте волосатого существа, примерно 2 метра 20 сантиметров, а если учесть комплекцию, то и большом весе – более 200 килограммов.

На основании этих соображений фильм Паттерсона был признан подлинным. Об этом на научных публикациях сообщили в США и СССР. Однако если фильм признан подлинным, следовательно, и признано существование живых реликтовых гоминидов, которые считаются вымершими десятки тысяч лет назад. На это антропологи пойти пока не могут. Отсюда и бесконечное количество опровержений подлинности отличного киносвидетельства.

Помимо всего прочего, уфолог Шуринов Б.А. в противовес распространенным мнениям утверждает о том, что снежный человек имеет инопланетное происхождение. Другие же исследователи загадок йети настаивают на том, что происхождение связано с межвидовой гибридизацией на антропоидах, таким образом, выдвигая теорию о том, что снежный человек произошел в результате скрещивания в ГУЛАГе обезьяны с человеком.

Снежный человек фото реальное. Семья йети — бигфутов в Теннеси (США)

Реальное фото замерзшего йети

В декабре 1968 года два известнейших криптозоолога, Бернар Эйвельманс (Франция) и Айвен Сандерсон (США) обследовали замерзший труп волосатого гоминоида, найденный на Кавказе. Результаты обследования были опубликованы в научном сборнике криптозоологов. Эйвельманс идентифицировал замерзшего йети как «современного неандертальца».

В это же время активные поиски снежного человека велись и в бывшем СССР. Самые существенные результаты дали исследования Марии-Жанны Кофман на Северном Кавказе, Александры Бурцевой на Чукотке и Камчатке. Очень плодотворно завершились научные экспедиции в Таджикистане и на Памиро-Алтае под руководством Игоря Тацла и Игоря Бурцева. На Ловозере (Мурманская область) и в Западной Сибири успешно вела поиски Майя Быкова. Владимир Пушкарев много времени посвятил поискам йети в Коми и Якутии.

К сожалению, последняя экспедиция Владимира Пушкарева закончилась трагически: он из-за нехватки средств на полноценную экспедицию в одиночку в сентябре 1978 года отправился в Ханты-Мансийский округ на поиски бигфута и пропал без вести.

Дженис Картер дружила с семьей йети (бигфутов) много десятилетий!

В последние годы возрождается интерес к йети, появились новые регионы распространения современных неандертальцев. В 2002 году Дженис Картер, владелица фермы в штате Теннеси, рассказала в телевизионном интервью, что недалеко от ее фермы уже более пятидесяти лет живет целое семейство бигфутов. По ее словам, в 2002 году отцу «снежного» семейства было около 60 лет, а первое их знакомство состоялось, когда Дженис была семилетней девочкой. Дженис Картер встречала бигфута и его семейства многократно за свою жизнь. Этот рисунок сделан с ее слов и наглядно показывает пропорции йети и его миролюбие.

Недавно российские гоминологи (исследователи йети) нашли информацию, что в 1997 году во Франции в маленьком городке Бурганеф демонстрировалось замороженное тело снежного человека, якобы найденное в Тибете и доставленное из Китая контрабандой. В этой истории много нестыковок. Владелец рефрижератора, в котором перевозился труп йети, бесследно исчез. Исчез и сам фургон со своим сенсационным содержимым. Фотографии тела показали Дженис Картер, которая подтвердила, что не исключает, что это не фальсификация, а реальное тело бигфута.

Снежный человек видео. Спекуляции и фальсификации на тему йети

В 1958 году Рэй Уоллес, житель американского городка Сан-Диего, запустил в печать сенсацию о бигфуте, который является родственником йети, живущего в горах Калифорнии. Все началось с того, что в августе 1958 года сотрудник строительной фирмы Уоллеса пришел на работу и увидел вокруг бульдозера огромные следы, которые были похожи на человеческие. Местная пресса назвала таинственное существо бигфутом, и Америка, таким образом, получила собственный вид снежного человека.

В 2002 году, после смерти Рэя Уоллеса, его семья решила раскрыть секрет. Ступни для нанесения следов на почву длиной в 40 сантиметров были вырезаны по просьбе Рэя из досок, после чего он с братом надели эти лапы на ноги и прошлись вокруг бульдозера.

Этот розыгрыш его так увлек на многие годы, что он не мог остановиться и периодически радовал средства массовой информации и общества любителей загадочного то записью, на которой он издает звуки, то фотографиями с размытыми чудовищами. Но самым интересным оказалось то, что родственники умершего Уоллеса заявили о фальсификации фильма, который сняли Паттерсон и Гимлин. Многие эксперты предполагали, что кадры подлинные. Однако, по словам родственников и знакомых данная киносъемка являлась постановочным эпизодом, в котором снялась супруга Уоллеса, одетая в специально пошитый костюм обезьяны. Это заявление стало основательным ударом по энтузиастам, которые пытаются отыскать человекоподобное загадочное существо.

Но еще в 1969 году Джон Грин с целью определения подлинности фильма проконсультировался у специалистов киностудии Диснея, которые создавали для актеров костюмы обезьян. Они сказали, что на снятом существе живая кожа, а не костюм.

Хочется отметить, что наблюдениям гоминоида посвящены сотни томов научной литературы. Но конкретного ответа на вопрос о его возникновении и существовании до сих пор нет. Наоборот, чем дольше длятся исследования и поиски, тем острее поднимаются вопросы. Почему не получается поймать снежного человека? Могут ли выжить мелкие популяции этих существ в не связанных между собой районах? И еще много вопросов, ответов на которые пока нет…

Предлагаю Вашему вниманию отличный фильм о йети с хорошим видео-качеством, посвященный всем аспектам этой интереснейшей темы, много лет будоражащей умы людей по всему свету.

Истории о снежном человеке появляются в прессе с завидной регулярностью. Неоспоримые факты о существовании странных, страшных гоминидов обрастают снежным комом слухов и в конце концов объявляются представителями научных кругов псевдоисследованиями.
Но как же в таком случае объяснить неоднократные встречи человека и йети, многие из которых остались задокументированы на пленке?
Давайте попробуем разобраться подробнее.

Российские поиски

Общеизвестно, что на территории России поисками снежного человека занимались еще сто лет назад. В начале 1914 года дипломированный зоолог Виталий Хахлов отписывал в Академию наук информацию о том, что сумел обнаружить несомненные признаки существования нового вида животных на территории Казахстана. Зоолог даже успел дать виду название, Primihomo asiaticus и затребовал от Академии целую экспедицию. К сожалению, вскоре началась Первая мировая война и советским ученым просто не осталось ресурсов на поиски какого-то полумифического животного.

Встреча на Эвересте

К середине прошлого века альпинисты со всего мира принялись за освоение высочайших пиков планеты. Современное оборудование позволяло смельчакам подняться на такие высоты, что буквально захватывало дух. Примерно в начале 1950-х годов мир захлестнула волна информации о встречах странных созданий, якобы проживающих высоко в горах. Знаковым можно считать случай британского альпиниста Эрика Шиптона, сумевшего запечатлеть следы йети во время покорения Эвереста.

Экспедиция Иззарда



Английская пресса была настолько взбудоражена такой громкой сенсацией, что даже отрядила в горы специальную экспедицию. Возглавил ее журналист «Дейли Мэйл» Ральф Иззард, успевший до того получить докторскую степень по зоологии. Снежного человека Иззарду поймать не удалось, зато пронырливый писака сумел проникнуть в святая святых горных жителей-шерпов - высокогорные монастыри. И здесь он обнаружил свидетельства того, что огромные, покрытые шерстью полулюди-полузвери существовали прямо при монастырях. Испуганный до дрожи в коленях журналист поспешил убраться с гор куда подальше и никогда больше не соглашался даже на интервью о своей экспедиции.

Для служебного пользования



Очередная экспедиция советских ученых в Гималаи состоялась в 1959 году. Возглавил ее профессор Борис Поршнев, ставший впоследствии основателем целой новой науки, гоминологии. Все данные по итогам экспедиции были зашифрованы. Известно лишь, что в 1963 году Поршнев презентовал Академии Наук свою монографию «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминидах», также вышедшую с пометкой «строго для служебного пользования».

Смертельное знание



Борис Поршнев неоднократно порывался опубликовать свою монографию. Он даже собрал целую книгу «О начале человеческой истории», вопреки навязчивым рекомендациям властей сохранить историю в тайне. Видный ученый всегда вел активную жизнь и был человеком спортивным. Тем не менее, незадолго до публикации у Поршнева случился внезапный сердечный приступ, которого зоолог не пережил.

Кто эти звери!



Но обрывки монографии в прессу все-таки просочились. На дворе стоял уже относительно свободный 1974 год. Опубликованные отрывки книги Поршнева показали, что ученый считал «снежных людей» неандертальцами, сумевших дожить до наших дней. Поршнев доказывал, будто эта боковая ветвь человеческой эволюции смогла приспособиться к жизни без использования огня, орудий труда и даже без речи.

Американский след

Интерес к полумифическим гоменидам вновь вспыхнул в 1967 году. Американский путешественник Роберт Паттерсон снял самку гоминида на пленку в Северной Калифорнии. Впрочем, Смитсоновский центр поспешил объявить запись подделкой и отложить на дальнюю полку. Стоит упомянуть, что Паттерсон - здоровый, крепкий путешественник в самом расцвете сил - вскоре после начала своей кинематографической карьеры скоропостижно скончался от рака мозга.

Гибрид человека и животного



Самая пугающая версия о происхождении йети - вивисекция.
Еще в средних веках алхимики добивались немалых успехов в попытках создать искусственное существо, так что мешает современным, гораздо более подготовленным ученым пройти тот же путь? Совсем недавно была рассекречена биография ученика академика Павлова, Ильи Иванова. Как выяснилось, с начала 1920 годов Иванов проводил спонсируемые правительством опыты по скрещиванию человека и шимпанзе. Добился ли он успеха? Учитывая то, что опыты продолжались более 10 лет - вполне вероятно. Тем более, что как и прочие исследователи снежного человека, Иванов погиб при весьма загадочных обстоятельствах.

Многие века необъяснимое притягивает пытливые умы. И с чем человек сталкивается, познавая новые стороны жизни, не укладывается в логику сознания. Все это заставляет посмотреть по-новому на то, что такое жизнь... и каковы ее возможности в прошлом, настоящем и будущем...

Сне́жный челове́к (йети, сасквоч, бигфут) - человекообразное существо, якобы встречающееся в различных высокогорных или лесных районах Земли. Есть мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, принадлежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней со времён предков человека. Карл Линней обозначил его как лат. Homo troglodytes (человек пещерный). Большое внимание теме снежного человека (называемого реликтовым гоминоидом) уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев.

Описание

Судя по гипотезам и неподтверждённым свидетельствам, снежные люди отличаются от нас более плотным телосложением, заострённой формой черепа, более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью, относительно короткими бёдрами. Имеют волосяной покров по всему телу - чёрного, рыжего или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Имеют сильный неприятный запах. Хорошо лазают по деревьям. Утверждается, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев.

Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах веэтнографии. Образ огромного страшного человека может отражать природные страхи перед темнотой, сьма интересны с точки зрения неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что за снежных людей принимаются люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

Если реликтовые гоминиды существуют, то они живут малыми группами, вероятно, семейными парами. Передвигаться они могут на задних конечностях. Рост должен колебаться от 1 до 2,5 м; в большинстве случаев 1,5-2 м; сообщалось о встрече с наиболее крупными особями в горах Центральной Азии (йети) и в Северной Америке (сасквоч). На Суматре, Калимантане и в Африке в большинстве случаев рост не превышал 1,5 м. Есть предположения о том, что наблюдавшиеся реликтовые гоминиды принадлежат к нескольким разным видам, как минимум к трём.

Снежный человек

Снежный человек также известен как медведечеловек или тибетский йети. Полагают, что снежный человек обитает в горах Гималаев выше линии снегов.

Местные шерпы верили в этого зверя с их самой ранней известной истории. Разные экспедиции отправлялись на поиски йети, но никто не вернулся с живым или мертвым существом, каким-нибудь его кусочком скелета или кости, волос или кожи, следами выделений или остатками жилища. Но вера в него до сих пор сильна.

Различные следы, по-видимому, гоминидного происхождения, найденные выше линии снегов, приписываются этому зверю. По анализу ученых, веривших в существование йети, следы говорят о гоминиде высокого роста, вероятно около 7 футов (2,13 м). Многие ученые, включая известных зоологов, однако, высказывали предположение, что следы, приписываемые большому гоминиду, скорее всего были оставлены медведями. Хорошо известно, что большинство медведей способны ходить на своих двух задних ногах в почти вертикальном положении. На больших расстояниях эти прямоходящие медведи вполне сошли бы за гоминида по виду и позе. При некоторых походках некоторые медведи, как оказалось, оставляют следы, которые кажутся следами большого гоминида: задняя ступня, частично перекрывающая переднюю, кажется ступней крупного человекообразного существа.

Другие сомнительные следы йети, найденные выше линии снегов, также отнесены к другим животным, живущим в Гималаях, таким как козы, волки и снежные леопарды. Другие следы, предположительно принадлежащие снежному человеку, приписываются отпечаткам, оставленным упавшими камнями, булыжниками и глыбами снега. Тем не менее многие уважаемые натуралисты и исследователи зарегистрировали поразительные следы, оставленные по-видимому реальными животными, живущими в Гималаях, которых до сегодняшнего дня скептики не способны объяснить как оставленные известным существом.
Знание о йети было частью религиозных верований и традиций шерпов еще с ранних дней буддизма в этом регионе. Они полагают, что на верхних склонах Гималаев живут духи и демоны, а на нижних - йети. Возможно, подразумевалось, что эти загадочные люди существуют как духи, всегда прячась от взгляда простых смертных.

Первым хорошо известным и задокументированным наблюдением феномена, приписываемого йети, было обнаружение отпечатков оголенных ступней в снегах горы Эверест на высоте 21 000 футов (6,4 км) в 1921 году. Наблюдение было сделано полковником Говард-Бери (C.K. Howard-Bury), хорошо известным и уважаемым альпинистом. Это случилось, когда он возглавлял экспедицию на Эверест. При осмотре следов носильщики сообщили, что они принадлежат меч-кангми, что в приблизительном переводе означает снежный человек ("канг" - снег и "ми" - человек), отвратительно пахнущий ("меч" примерно переводится как выражение чего-то отвратительного - хотя слово само по себе можно перевести различными другими значениями, происходящими от больших различий тибетского диалекта). Так родилось слово снежный человек.
СМИ немедленно сделали сенсацию из открытия до сих пор неизвестного вида животных, возможно даже гоминида, который может быть близким родственником современного человека. С другой стороны наука подошла к ситуации со скепсисом и ни одно серьезное научное исследование не было проведено в течение нескольких лет после открытия.

С тех пор произошли тысячи наблюдений неуловимого существа и его знаменитых следов. Самое известное и возможно то, что заставило провести серьезное научное исследование возможности существования этого и других гоминидов, это серия четких фотографий, сделанных Эриком Шиптоном (Eric Shipton) в 1951 году во время экспедиции на Эверест. Фотографии были сняты в месте под названием Менлунг Гласир (Menlung Glacier) примерно на высоте 22 000 футов (6 705 м). Самый заметный след был измерен как 12,5 x 6,5 дюймов (31,25 x 16,25 см) с помощью сфотографированного рядом ледоруба. Это одно единственное наблюдение стало легендарной основой веры в возможность существования гигантских гоминид и проложило дорогу серьезному научному изучению других гигантских волосатых людей-обезьян, таких как сасквоч (Sasquatch) и бигфут.

Самое интригующее и самое спорное наблюдение йети было сделано в 1970 году Доном Виллансом (Don Whillans). Вилланс был заместителем руководителя экспедиции на южную сторону Анапурны в Непале. На месте лагеря, который разбили Вилланс и Дугал Хастон (Dougal Haston) на высоте 14 000 футов (4 267 м), группа наткнулась на ряд по-видимому человекоподобных следов в месте, где не было людей отродясь. После фотографирования следов Вилланс увидел в свой бинокль темное двуногое существо, убегающее по той стороне горы, где стоял их лагерь. Наблюдение длилось полчаса, пока существо не исчезло в группе деревьев. Хотя высота места была ниже, чем в большинстве случаев наблюдения следов, на которой галлюцинации никогда не фиксировались и никто из группы не взял виски, многие скептики все еще сомневались в реальности наблюдения. Однако из-за отсутсвия ранее у Вилланса интереса к снежному человеку, можно предположить, что он действительно видел, как что-то исчезло в деревьях в тот день.

Непальскому населению область наблюдений йети давно известна под названием "местность великой обезьяны".

Более раннее наблюдение возможно существующего гоминидного создания было произведено А.М.Томбази (A.M.Tombazi) в районе Сиккима (Sikkim) в 1925 году. Несмотря на то что считается, что это было наблюдение йети, это могло быть наблюдение и другого существа, возможно родственного и похожего на снежного человека.

Йети называют разными именами в зависимости от географического положения региона наблюдения или легенды. В Непале известны 3 типа снежного человека: очень большой йети, являющийся по словам вегетарианцем, исключая случаи, когда недостаток пищи заставляет его становиться всеядным; меньшая разновидность, агрессивная и плотоядная; и существо, часто зовущееся ракши-бомпо (Rakshi-Bompo), часто вредное, нападающее на посевы, но быстро убегающее при приближении людей. Ракши-бомпо возможно получил свое имя от зверя, о котором есть упоминание в индийской эпической поэме "Рамаяна". Эта поэма 3-4 веков содержит отрывки, говорящие о существовании демонов по имени Ракша (во множественном числе Ракшаса), которых часто описывают имеющими ту же внешность, что у снежного человека.
В различных областях Гималаев йети зовется банг (Bang), бангйакри (Bangjakri), бан-ванас (Ban Vanas) и ван-манас (Van Manas) вместе с рядом других имен.

Русский Кавказ изобилует историями и свидетельствами о йетиподобных существах. Передовыми исследователями феномена йети в этом регионе являются профессор Борис Поршнев, русский историк, и профессор Ринчен из Монголии. Оба проводили исследования снежного человека большую часть своей жизни. Последователь профессора Поршнева, профессор Джин Кофман (Jeanne Kofman), продолжает его работу в кавказском регионе до настоящего времени. Многочисленные доказательства, собранные за годы полевых исследований, включают запасы еды, найденные в высоких травах и записи наблюдений существа. Местные жители региона, изолированные от остального мира, являющиеся по большей части сельхозработниками, часто рассказывают истории о столкновениях с такими созданиями. Они считают йети застенчивым, вежливым существом, которое при виде людей немедленно исчезает в дымке, прячась от глаз.

В другом безлюдном регионе России ходят истории об алмасах, примитивных существах-полулюдях, с которыми в 19 веке столкнулся русский полковник Николай Пржевальский во время своих глубоких исследований Монголии и пустыни Гоби. Дальнейшие исследования этих существ были приостановлены русским правительством и имперским судом из-за страха испытать неловкость, если бы им пришлось публично принять возможность существования этих существ. Алмасы также известны под именем алмаст и снежный человек.

В других советских республиках йетиподобные существа (которые, как полагают, существуют) включают в себя абанауйу (Abanauyu) - "лесной человек", биабангули (Bianbanguli) в Азербайджане, дев (Dev) в некоторых областях на Памире и киик-адам (Kiik-Adam), по-казахски "дикий человек".

Помимо упоминания о йетиподобном существе в "Рамаяне", другое упоминмние было сделано Карлом Линнеем, шведским ботаником и натуралистом. В рукописи "Звероподобный человек" Линней назвал снежного человека гомо ноктюрнус (Homo nocturnus) ("человек ночи"). Это название видимо, дано из-за неуловимости йети. Кроме якобы существования неких скальпов йети, нет больше никаких доказательств, что снежный человек как таковой есть на Земле, поскольку нет никаких остатков скелета.

Так является ли йети человекообразным животным, которое еще ждет своего открытия? Является ли он предгоминидным пережитком прошлого из времени, когда человек еще не стал до конца человеком? Бесконечное море свидетельств существует в различных легендах, содержащих постоянно повторяющиеся, часто противоречивые ключи к разгадке. Но одно можно сказать точно. Когда бы ни произошло сомнительное наблюдение, как, например, в случае с Виллансом, за этим следует тишина. Возможно, человек с его верой в чудеса науки и свои знания природы все еще отказывается признать возможность, что есть место, где могут до сих пор жить существа, считающиеся вымершими.

Наши комментарии:

Землю населяют различные существа непонятного современному мировоззрению происхождения.

Согласно Эзотерической картине Мира, и многим преданиям, Етуны (Йо-Ту),прилетевшие на планету Земля с Марса, Были ростом под 3 метра, и их тело было покрыто длинной рыжеватой шерстью.

Нахождение следов йети, встречи с ними в различных регионах Земли свидетельствуют о проживании популяций существ, чье описание совпадает с описаниями Етунов.

Последние находки в Грузии и Штате Джоржия также дают новые факты для размышления.

Описание

В свидетельских показаниях о встречах со «снежными людьми» чаще всего фигурируют существа, которые отличаются от современного человека более плотным телосложением , заострённой формой черепа , более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью , относительно короткими бёдрами , с густым волосяным покровом по всему телу - чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывались предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах , лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). Очень быстр. Он может обогнать лошадь, причём на двух ногах, а в воде - моторную лодку. Всеядный, но предпочитает растительную пищу, очень любит яблоки. Очевидцы описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.

Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии . Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов . Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

Происхождение названия

Снежным человеком его назвали благодаря группе альпинистов, покоривших Эверест . Они обнаружили пропажу пищевых запасов, затем услышали душераздирающий крик, и на одном из заснеженных склонов появилась цепочка следов, похожих на человеческие. Жильцы пояснили, что это Йети, ужасный снежный человек, и категорически отказались разбивать лагерь в этом месте. С тех пор европейцы и называют это существо снежным человеком.

Существование

Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.

…о снежном человеке он сказал: «Очень хочется верить, но нет оснований». Слова «нет оснований» означают, что вопрос изучался, и в результате изучения обнаружилось, что нет оснований доверять первоначальным утверждениям. Это: и есть формула научного подхода: «хочется верить», но раз «нет оснований», то надо от этой веры отказаться.
Академик А. Б. Мигдал От догадки до истины.

Отношение профессионального биолога к вопросу о возможности существования «снежного человека» проиллюстрировал палеонтолог Кирилл Еськов в популярной статье :

Мне, по крайней мере, неизвестны законы природы, налагавшие бы прямой запрет на существование в горах Центральной Азии реликтового гоминоида - «обезьяночеловека», или просто крупной человекообразной обезьяны. С вечными снегами он, надо полагать, вопреки своему названию не связан никак (кроме того, что иногда оставляет там следы), а обитать должен в поясе горных лесов, где вполне достаточно и пищи, и укрытий. Ясно, что любые сообщения о североамериканских «бигфутах» можно со спокойной совестью выкидывать не читая (ибо своих видов приматов на том континенте нет и никогда не было, а чтобы пройти туда из Азии через приполярную Берингию, как это сделали люди, надо хотя бы обладать огнём), но вот в Гималаях или на Памире - почему бы и нет? Есть даже вполне правдоподобные кандидаты на эту роль, например, мегантроп - очень крупная (около двух метров ростом) ископаемая обезьяна из Южной Азии, обладавшая рядом «человеческих» черт, которые сближают её с африканскими австралопитеками, прямыми предками гоминид […]
Итак, допускаю ли я (как зоолог-профессионал) принципиальную возможность существования реликтового гоминоида? - ответ: «Да». Верю ли я в его существование? - ответ: «Нет». А поскольку речь тут зашла не о «знаю/не знаю», а о «верю/не верю», я позволю себе высказать на сей счет вполне субъективное суждение, основанное личном опыте: […] там, где единожды ступила нога профессионала, ни одно животное крупнее крысы не имеет ни единого шанса остаться «неизвестным науке». Ну, а поскольку к концу двадцатого столетия мест, где та нога профессионала не ступала бы вовсе, почитай, уже не осталось (по крайней мере на суше) - выводы делайте сами…

- «Криптуха, сэр!», статья. Кирилл Еськов, Компьютерра, 13.03.07, №10 (678): стр. 36-39.

В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры . Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека . Однако в 2002 году , после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка - постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны .

Однако, следует заметить, что фильм Паттерсона вызвал неподдельный интерес исследователей телеканала National Geographic Channel. В рубрике «Реальность или фантастика» (эфир в декабре 2010 года), была сделана попытка изучить и исследовать фильм Паттерсона с точки зрения возможности его фальсификации. В качестве экспертов были привлечены опытные гримёры, высокий актёр, имитирующий походку, специалисты по спецэффектам и учёные. Оценивался внешний вид существа в фильме, его шерсть, прилегающая к мускулам, пропорции конечностей, динамика движения, учитывалось расстояние съемки и т. д. В итоге, по единодушному мнению привлечённых экспертов, даже на современном уровне развития медиа-индустрии и видеоэффектов, не говоря уже об уровне 1967 года, практически невозможно добиться такой степени реалистичности сюжета о снежном человеке.

С другой стороны, от энтузиастов этой темы можно слышать обвинения в адрес «официальной науки» в том, что её представители просто отмахиваются от имеющихся доказательств. Вот характерный текст такого рода:

На самом деле те, кто говорит «нет оснований», просто не хотят даже ознакомиться с тем, что «нарыто» исследователями-энтузиастами. «Тому в истории мы тьму примеров слышим». Я приведу только два. Когда канадец Рене Дахинден в конце 1971 года привёз нам копию фильма, снятого Паттерсоном в 1967 году, я лично подошёл однажды к тогдашнему директору Института антропологии МГУ В. П. Якимову и предложил показать фильм ему и сотрудникам института, он буквально выставил вперёд руки, как бы отшатываясь от предложенияи сказал; «Нет! Не надо!» Но это не мешало ему заявлять, что нет оснований…
А когда на международном симпозиуме, на котором он (Якимов) председательствовал, профессор Астанин вышел на трибуну, чтобы представить присутствующим материалы анатомического исследования кисти йети из монастыря Пангбоче (Тибет), Якимов не дал ему говорить и согнал с трибуны в нарушение демократических традиций подобных форумов - под протестующие возгласы участников… В итоге некоторые из них покинули заседание симпозиума.
И недавний пример: когда я приехал из США после пятинедельного там «расследования» событий на ферме Картеров осенью 2004 г., где по словам хозяйки обитал клан бигфутов, и предложил выступить и рассказать о результатах в отделе антропологии Института этнологии РАН, его зав. С. Васильев уклонился под предлогом занятости другими вопросами.
В то же время, когда поднялся шум в прессе о существовании «снежного человека» в горах Шории (юг Кемеровской обл.), то тот же Васильев ничтоже сумняшеся заявил: «Увы, мы не располагаем данными о существовании человекоподобных, где бы то ни было в мире»…
Игорь Бурцев, канд. ист. наук, Директор Международного центра гоминология, Москва.

Большое внимание теме снежного человека уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев .

Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке»

Члены комиссии Ж.-М. И. Кофман и профессор Б. Ф. Поршнев и другие энтузиасты продолжали активно заниматься поисками снежного человека или его следов .

Общество криптозоологов

Упоминания в истории и литературе

Абстрактный рисунок снежного человека.

Известны многочисленные изображения существ, подобных снежному человеку (на предметах искусства Древней Греции , Рима , Древней Армении , Карфагена и этрусков и средневековой Европы) и упоминания, в том числе в Библии (в русском переводе косматый ), Рамаяне (ракшасы ), в поэме Низами Гянджеви «Искандер-наме», фольклоре разных народов (фавн , сатир и силен в Древней Греции , йети на Тибете , в Непале и Бутане , гулей-бани в Азербайджане , чучунны, чучунаа в Якутии , алмас в Монголии , ежэнь (野人 ), маожэнь (毛人 ) и жэньсюн (人熊 ) в Китае , киик-адам и албасты в Казахстане , леший , шиш и шишига у русских , див в Персии (и Древней Руси), чугайстер на Украине , дев и албасты на Памире , шурале и ярымтык у казанских татар и башкир , арсури у чувашей , пицен у сибирских татар , абнауаю в Абхазии , сасквоч в Канаде , тэрык , гиркычавыльин , мирыгды , килтаня , арынк , арыса , рэккем , джулии на Чукотке , бататут , седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве , какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.). В фольклоре предстают в виде сатиров , бесов , чертей , леших , водяных , русалок и т. п.

Противники версии существования снежного человека, к которым можно отнести большинство профессиональных биологов и антропологов , указывают на отсутствие однозначных подтверждений (живых особей или их останков, качественных фотографий и видеозаписей) и возможность произвольного толкования имеющихся свидетельств. Часты ссылки на известный биологический факт: длительное существование популяции требует минимальной численности порядка сотен особей, жизнедеятельность которых, по мнению критиков, просто не может быть незаметной и не оставляющей многочисленных следов. Выдвигаемые объяснения свидетельств в целом сводятся к следующему набору версий:

Ссылки

См. также

Примечания

  1. К. Еськов. «Криптуха, сэр!»
  2. Фильм Паттерсона
  3. Б. Ф. Поршнев Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах Винити, Москва, 1963
  4. Советский «снежный человек». Журнал «Итоги»
  5. Жанна-Мария Кофман
  6. см. например, «Популярный биологический словарь», 1991, Изд. АН СССР под редакцией членом-корреспондента А. В. Яблокова
  7. В. Б. Сапунов, доктор биол. наук Снежный человек в двух измерениях, или альтернатива ноосферы
  8. Ж. Кофман У истоков новой науки (К 40-летию выхода в свет монографии профессора Б. Ф. Поршнева «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах» ВИНИТИ 412 с 1963) журнал «Медиана» № 6 2004
  9. КАЗАХСТАНСКАЯ ХРОНИКА «П» Год 1988
  10. Трахтенгерц М. С. Область обитания приматов вида аламас журнал «Естественные и технические науки» ISSN 1684-2626, 2003, № 2, стр.71-76
  11. Dmitri Bayanov, Igor Bourtsev In The Footsteps of the Russian Snowman 240 pages «Pyramid Publications» 1996 ISBN 5-900229-18-1 ISBN 978-5-900229-18-8 (англ.)
  12. Б. А. Шуринов Парадокс XX века «Международные отношения» 315стр. 1990 ISBN 5-7133-0408-6
  13. Российский биолог считает сасквачей и прочих йети одичавшими олигофренами .
  14. Бейко В. Б., Березина М. Ф., Богатырёва Е. Л. и др. Большая энциклопедия животного мира: Науч.-поп. издание для детей. - М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 303 с. УДК 087.5, ББК 28.6, стр. 285.