Знания древних людей в лечении. Чем болели древние люди

9675 0

Доисторическая медицина - это медицина того периода, когда человек еще не научился читать и писать, передавая свои знания следующим поколениям.

Антропологи буквально по крупицам воссоздают историю медицины наших предков, собирая древние артефакты.

Иногда ученые исходят из наблюдений, сделанных в некоторых изолированных популяциях людей, которые еще остались в Африке и Океании.

С доисторических времен люди верили в то, что болезни возникают не столько из-за природных, сколько из-за неких сверхъестественных факторов - злых духов и т.д. И «лечение» они выбирали соответствующее.

Практика сравнения эффекта лекарства с плацебо тогда вообще не существовала. А это значит, что люди не могли точно определить, действительно работает лечение или больному в этот раз просто повезло.

Наши предки ко всему приходили методом проб и ошибок, отбирая в процессе те методы, которые казались им наиболее эффективными. Но они не принимали во внимание многие факторы, на которые обращают внимание современные ученые - образ жизни больного, семейную историю, эффект плацебо и др.

Никто не может точно сказать, что знали доисторические люди об устройстве и работе человеческого тела. Мы можем опираться только на ограниченные свидетельства. Раскопки древних захоронений показывают нам, что люди знали достаточно о строении скелета. Найдены захоронения, в которых кости были очищены от плоти, отбелены и сложены в отдельные кучки, в соответствии с частями тела.

Есть также археологические доказательства каннибализма в некоторых доисторических обществах. Поэтому люди должны были издавна знать расположение внутренних органов себе подобных. Конечно, они почти ничего не знали об их функциях и верили, что тело наделяют жизнью духи.

До сих пор во многих уголках планеты аборигены верят, что их болезни связаны с потерей «кусочка души».

Аборигены Австралии, как описывали их колонисты, умели заклеивать свои раны и заключать сломанные конечности в засыхающую грязь, чтобы они срастались правильно. Медицинские историки западных стран уверены, что эти навыки существуют еще с доисторических времен. Тем не менее, в могилах у многих древних народов можно найти скелеты с неправильно сросшимися костями - это говорит о том, что не все владели такими навыками.

В древние времена не было концепции общественного здоровья

Общественное здоровье (public health), то есть здоровье популяции в целом, предусматривает профилактику распространения болезней, надлежащую гигиену, рациональное питание, снабжение людей водой для поддержания чистоты.

Историки уверены, что у доисторических людей не было концепции общественного здоровья. Они очень часто перемещались с места на место в поисках пищи и не имели возможности создать соответствующую инфраструктуру.

В этот период истории люди были наиболее беззащитными перед болезнями. Но из-за совершенно другого образа жизни и небольшой ее продолжительности (20-30 лет) они страдали другими заболеваниями.

Вот некоторые болезни, которые были очень распространены среди доисторических людей:

Инфекции и их осложнения. В те времена люди были охотниками и собирателями, поэтому легко могли порезаться или сломать кости. Из-за отсутствия антибиотиков, вакцин, антисептиков, и даже чистой воды, в раны попадали бактерии, грибки и другие патогены, вызывая серьезные инфекции и осложнения. Люди нередко умирали от раневой инфекции, а контагиозные болезни быстро «выкашивали» целые племена.

Остеоартрит. Людям приходилось часто поднимать и перетаскивать большие и тяжелые предметы, поэтому проблемы с хрящевой тканью были не редкостью.

Микропереломы позвонков, спондилолиз, растяжение связок позвоночника. Наши предки передвигали огромные камни (такие как камни латтэ), которые дорого обходились их спине.

Рахит. Антропологи находят немало свидетельств того, что рахит был очень распространен в большинстве доисторических популяций. Это обусловлено нехваткой витамина D в рационе.

Продолжительность жизни древних людей была очень скромной, и в разные периоды составляла от 20-25 до 40 лет. Причем археологи отмечают, что от 30% до 60% людей не доживали даже до половой зрелости. Они были беззащитными перед силой природы - холодными зимами, потопами, хищниками. Мужчины жили несколько дольше женщин. Возможно, это благодаря тому, что они были охотниками, имели приоритетный доступ к мясу и реже страдали от недоедания.

Чем лечились наши предки?

Антропологи говорят, что древние люди умели пользоваться некоторыми лечебными травами. К сожалению, никто точно не знает, насколько широким был их арсенал на то время.

Антропологи смогли собрать лишь небольшое количество свидетельств, а также результаты наблюдений за изолированными племенами в современном мире. Точно можно сказать, что каждая популяция лечилась только той травой, которая произрастала в родной местности - торговля тогда еще не была развита. Кочевые племена, которые перемещались на сотни километров, очевидно, имели гораздо более разнообразные «аптечки».

Дошедшие до нас археологические памятники на территории Ирака показывают, что более 60 000 лет назад люди широко использовали мальву и тысячелистник.

Были и другие целебные травы:

. Розмарин. Использовался доисторическими людьми в нескольких регионах мира. Причем в разных местах ему приписывалось так много разных медицинских свойств, что перечислить их все будет затруднительно.

Трутовик березовый (Piptoporus betulinus). Этот гриб, характерный для Европейских Альп, мог использоваться в качестве слабительного средства. Остатки гриба были случайно найдены в желудке мумифицированного доисторического европейца. Эксперты говорят, что при приеме внутрь трутовик вызывает диарею.

Тысячелистник (Achillea millefolium). Считается хорошим вяжущим, стимулирующим, потогонным средством. Применялся древними людьми для остановки кровотечений, лечения ран и порезов. Не зря у нас его называют солдатская трава или порез-трава.

Мальва. Это растение могло использоваться для приготовления настоев для очищения кишечника.

Женщины должны были собирать и изучать свойства лечебных трав, и в их обязанности входило лечение болезней и поддержание здоровья членов семьи. Поскольку люди в то время не писали, ценные знания о пользе и вреде трав передавались из поколения в поколение на словах.

Геофагия и трепанация черепа - методы лечения древних людей, которые могут привести в ужас современного человека. Тем не менее, они широко использовались.

Геофагия - это поедание земли, глины или мела. Животные и люди делали это на протяжении миллионов лет. В современных индустриальных обществах геофагия считается нарушением пищевого поведения.

Доисторические люди, вероятно, получали свой самый первый «медицинский опыт» именно путем поедания земли и глины. Возможно, они копировали животных. Некоторые виды глины действительно полезны для лечения ран. Племена аборигенов в разных частях мира до сих пор применяют глину наружно и внутрь при разных заболеваниях.

Трепанация - это высверливание отверстия в черепе человека. Есть свидетельства, что как минимум со времен неолита люди сверлили дырки (причем иногда по 3-4!) в черепах соплеменников, чтобы освободить их от злых духов или вылечить болезнь.

По наскальным изображениям археологи установили, что наши предки пытались таким способом лечить психические болезни, мигрени и эпилептические припадки. Извлеченный кусочек кости пациент мог оставить у себя в качестве талисмана «на удачу».

Есть также доказательства того, что трепанацию использовали для лечения… переломов черепа.

Врач или шаман?

Врачи, которые в то время считались колдунами и шаманами, имели особый статус. Они стояли на страже здоровья своего племени и собирали растительные компоненты для лекарств (травы и коренья), выполняли примитивные хирургические процедуры, делали «лечебные» талисманы и накладывали заклинания. Соплеменники спрашивали у них медицинские советы.

Константин Моканов

Как лечились люди в далёкой древности? Археологические находки, обнаруженные в разных регионах мира, говорят о высоком профессионализме древних лекарей и разнообразии хирургических инструментов, которыми они пользовались.

1. Американские учёные из Университета Бригама Янга исследовали 2600-летнюю мумию египтянина. Неожиданной находкой стал металлический ортопедический штифт, длиной 23 сантиметра, в костях коленного сустава.

Если бы не рентгеновское просвечивание мумии, этот факт остался бы неизвестным, так как техника хирурга была настолько совершенной, что не осталось наружных следов операции. Хирург-ортопед Ричард Джексон характеризует конструкцию артефакта как очень прогрессивную, подобную современным ортопедическим штифтам.

2. Из Древнего Египта сохранился медицинский текст, названный в честь американского археолога папирусом Эдвина Смита. Этот старейший образец передачи знаний древних целителей был написан в XVI веке до н. э. и содержит знания многих поколений врачей. На папирусе длиной 4,68 м представлены анатомические знания и хирургические методы лечения 48 различных травм черепа, мозга, позвоночника, грудной клетки и конечностей. Эти методы не уступают современным способам лечения. Например, описание фиксации конечностей при переломе ключицы настолько оптимальны, что этот метод используют и в наше время при подобной травме.

В папирусе также описываются методы остановки кровотечения ушиванием, лечение гнойных ран хлебной и древесной плесенью. Египетские врачеватели ещё в те древние времена знали о способности плесени подавлять рост микробов, хотя первооткрывателем пенициллина считается Флеминг, за что он был удостоен Нобелевской премии в 1945 г.

В папирусе Смита есть упоминание о заклинаниях. Определённый набор слов в понимании магов и целителей обладает силой, воздействующей на организм. Об эффективности заклинаний повествует и история древней китайской медицины, в которой подобный метод лечения называется чжу ю кэ.

3. Основателем египетской медицины считается Имхотеп - выдающийся зодчий, учёный и врачеватель, живший в эпоху Древнего царства примерно около 2690 - 2670 гг. до н. э.

Ему приписывают первое авторство сохранившегося текста папируса Эдвина Смита, который хотя и датируется 1501 г. до н. э., но написан на материалах Древнего царства. Через несколько веков неизвестный автор добавил к этому тексту комментарии: по лечению ран, асептике и антисептике мёдом; по остановке кровотечения; операциям на черепе, мозге и позвоночнике; по применению магии.

4. В результате извержение вулкана Везувия в 79 году города Помпея и Гераклион были погребены под слоем пепла и камней, толщиной 23 метра. При раскопках археологи нашли много хирургических инструментов, подобных современным, применяемым в хирургии, гинекологии и акушерстве.

Наличие таких инструментов говорит о высоком уровне развития оперативных методов лечения итальянских врачей.

5. Приблизительно между 600 и 1000 гг. до н. э. в Северной Индии жил врач Сушрута. Его труды сохранились до нашего времени и охватывают почти все области медицины: анатомию, диететику, гигиену; приготовление и применение лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения; симптоматику заболеваний; упомянуто более чем о 100 хирургических инструментах; описано 8 видов хирургических операций, 14 форм перевязок; приведены методы обезболивания беленой и гашишем.

Перечень операций, описанных Сушрута, включает описание ампутации, лапаротомии, камнесечения, пластики кожным аутолоскутом, помощи при осложнённых родах, кесарева сечения и многих других акушерских операций.

Сушрута описал 72 вида заболеваний глаз, операцию удаления катаракты и использование магнита для извлечения инородных тел из глаз. Просто поражает, что один врач лечил все болезни!

6. В 2012 году в горах Алтая российскими исследователями были найдены останки людей, живших 2500 лет назад, со следами операций на черепе.

Известный новосибирский нейрохирург А.Кривошапкин назвал эти операции фантастическими. Их техника просто восхитительна, и прооперированы именно те зоны мозга, где вмешательства оптимальны.

7. В Северном Ираке в 60-х годах прошлого века археологами, во главе с Р. Солецки, обнаружены скелеты людей, живших 60-30 тысяч лет назад. На одном из них, принадлежащем 40-летнему мужчине, были травмированы глазница, нога, отсутствовала правая рука, зубы были сильно стёрты. Состояние культи ампутированной руки поразило учёных - так грамотно обработан обрубок кости. Учёные уверены, что здесь не обошлось без операции ампутации.

Кроме того, почва из захоронений содержала пыльцу восьми лекарственных трав. Вероятно, цветы служили не только для украшения, но использовались также в качестве лечебного средства. Учёных поразило, что инвалид по зрению, с одной рукой и тяжелейшим артрозом конечностей был способен к существованию в древние времена, что говорит о милосердии древних людей.

8. В Китае известен рассказ о врачевателе Хуа То, жившим в эпоху династии Хань (206 гг. до н.э. - 220 гг. н.э.).

Политический деятель Цао Цао страдал от сильных головных болей. Он потребовал, чтобы Хуа То вылечил его. Когда другие методы лечения стали неэффективны, Хуа То предложил Цао Цао операцию - вскрыть череп и удалить опухоль, используя при этом обезболивающие средства. Цао Цао подумал, что врач хочет его убить, и заключил Хуа То в тюрьму. Когда страдания Цао Цао стали невыносимыми, он приказал привести Хуа То, чтобы он сделал ему операцию. Однако Хуа То уже умер в тюрьме. Откуда Хуа То узнал об опухоли Цао Цао? Он, как и многие врачи того времени, имел сверхъестественные способности видеть внутренности человека. Древние целители владели искусством обезболивания и сложнейшей техникой операций.

Эти и другие факты из истории врачевания древних людей доказывают, насколько высоким был уровень интеллекта людей, живших на нашей планете задолго до современности.

Человек везде и всегда стремился сохранить здоровье. Медицина – наука, призванная заботиться о здоровье человека, возникла в далекой древности.

Впервые целенаправленные исследования в области медицины стали проводиться в Древнем Египте. Не случайно греки называли египтян изобретателями медицины, в особенности медицины профилактической. По представлениям египтян все лечебное дело находится под покровительством бога Тота, который изображался человеком с головой ибиса или павианом.

Познания древних египтян в области анатомии были достаточно обширными для своего времени и существенно опережали представления соседних народов о строении человеческого тела, например, в Месопотамии, где трупы умерших не вскрывали. Знания о строении человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования, которое требовало вскрытия тела умершего и применения специальных составов, сохраняющих ткани от разложения. В середине II тысячелетия до н.э. египтяне сделали анатомическое описание мозга, сердца, сосудов, почек, кишечника, мышц.

Мумифицированием или бальзамированием тел в Древнем Египте занимались специалисты, которых греки называли тарихевтами. Процедура бальзамирования подробно описана Геродотом в середине V в. до н.э. Во время этой процедуры изучали строение, состояние и функции органов. Точно так же – анатомируя трупы – изучают строение тела студенты современных медицинских вузов.

Конечно, врачи в Древнем Египте многое в функционировании человеческого организма понимали неправильно. Например, они полагали, что сердце соединено не только с венами и артериями, но также с нервами и мышцами и что мыслительные процессы и эмоции рождаются и протекают не в мозге, а именно в сердце. Не до конца понимали тогда и назначение системы кровообращения.

Врачевание в древнем Египте

Искусство врачевания в Древнем Египте было широко развито, а возникло из практического опыта, накопленного веками. Медицину преподавали в школах писцов, где обучали сложному иероглифическому письму. Существовали такие школы при храмах. Самые авторитетные, высшие школы писцов, которые называли Дома жизни, находились в крупных городах – Саисе и Гелиополе. Наряду с медициной в школах обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии. Врач в Египте был одновременно и жрецом, поскольку медицина была частью религиозного культа. Студентов-медиков прикрепляли к какому-либо храму, чтобы они заодно постигали религиозные таинства и обряды. Практику студенты проходили под руководством опытных врачевателей.

Секреты врачевания часто хранились в тайне и передавались по наследству – от отца к сыну, складывались целые медицинские династии, владевшие искусством исцеления. До нас дошло совсем немного письменных свидетельств о деятельности врачей. В основном, это были придворные медики, пользовавшие фараонов и знать. Личные врачи царей занимали высокое положение при дворе. О том, что уже тогда существовали узкие специализации, свидетельствуют звания докторов: «придворный врачеватель желудка», «врачеватель глаз при дворе фараона», «хранитель царских внутренностей».

В эпоху 3-й династии фараонов в начале III в. до н.э. самым известным медицинским светилом в Египте был Имхотеп. Он прославился как архитектор и личный врач фараона Джосера. Конечно, не все египетские архитекторы умели врачевать, но все врачеватели были непременно жрецами храмов, многие владели магией или искусством каллиграфии. Каждый египетский врач принадлежал какому-нибудь клану жрецов.

Известным врачевателем был Мечен, о чем свидетельствует надпись на стене его гробницы. Он имел звание номарха – сановника фараона 4-ой династии Снорфу (XXVIII в. до н.э.). Тогда же жил и знаменитый врачеватель зубов Хаси-Ра.

Врачеватели древнего Египта не только лечили, но и проводили медицинские исследования, результаты которых записывали. До нас дошел обширный архив научных трудов. Истории болезней пациентов, рецепты и предписания, анатомические и врачебные справочники и трактаты древнеегипетские врачи составляли на папирусных свитках.

Самое древнее упоминание о медицинских папирусах периода Древнего царства найдено на стене гробницы Уаш-Птаха – главного архитектора царя 5-ой династии Неферирика-Ра (XXV в. до н.э.). Жрец и историк Манефон сообщает о том, что второй царь 1-ой династии Джер (XXVIII в. до н.э.) был искусным врачевателем и составил трактат на папирусном свитке о строении тела человека. Сам трактат, правда, не сохранился, но на него есть ссылка в знаменитом папирусе Эберса, посвященном искусству врачевания. Всего обнаружено более 10 папирусных свитков, которые в той или иной степени посвящены искусству врачевания. Все они являются списками (копиями) более ранних трактатов.

Папирусы Эберса и Смита

Одним из самых известных и наиболее обширных медицинских трактатов древности является папирус Эберса. Он был обнаружен в 1872 году немецким ученым-египтологом Георгом Эберсом в Фивах, вывезен из Египта и сегодня хранится в Лейпцигском университете. Трактат называется «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», в нем более сотни страниц. Известно и время его написания – XVII в. до н. э. Папирус, имеющий возраст 3600 лет, достигает в длину 20,5 метров и содержит в общей сложности 2 289 строк, написанных иероглифами. Этот свиток является копией еще более древнего документа. Переписчик, создавший эту копию, сообщает, что часть свитка содержит еще более древние тексты, относящиеся к 1-ой, 6-й и 12-й династиям фараонов.

Еще один папирус знакомит нас с состоянием медицинской науки Древнего Египта. Ученые считают его самым древним из дошедших до нас трактатом по медицине. Он назван именем ученого-египтолога Эдвина Смита, который приобрел этот папирусный свиток в 1862 году в Луксоре у местного сельского жителя для своей коллекции древностей. Папирус Смита имеет длину 4, 5 метра и ширину около 33 сантиметров, содержит 400 строк иероглифического текста. На основе шрифта и почерка манускрипт датирован 1600 г. до н.э. Позже, исследовав язык и многочисленные ошибки в транскрипции, ученые выяснили, что этот трактат – копия текста, написанного приблизительно тремя столетиями ранее.

В папирусе Смита описаны 48 случаев травм (костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба), полученных на войне или строительстве, а также способы их лечения. Интересно, что автор папируса описывает три категории повреждений. Врачебная этика Египта требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения одной из трех фраз: «Это болезнь, которую я могу вылечить», «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить и с которой буду бороться», «Это болезнь, с которой ничего нельзя сделать».

Из папируса ясно, что древние медики знали, что кровь течет по жилам потому, что ее перекачивает сердце. Там же мы встречаем первое из дошедших до нас описание головного мозга и мозговых травм. Внешний вид мозга в открытой ране, пишет древний доктор, похож на кипящую медь. Таким образом, древние египтяне положили начало естественнонаучным представлениям о мозге.

В папирусе приведены также советы по применению естественных антисептиков: меда (для открытых ран) и настойки липовой коры, содержащей вещества, химически схожие с аспирином.

Магическая медицина

Если снадобье не помогало, врач давал пациенту дальнейшие предписания, из которых видно, что врачевателям был известен целый спектр лекарственных препаратов из трав и других растений. Например, лук в древнем Египте почитали священным растением, он был посвящен богине Изиде. Пучки лука нередко находили в саркофагах вместе с мумиями. Мак применяли как снотворное средство. Алоэ использовали в составах для бальзамирования.

Как ставили диагнозы в древнем Египте

Медицинские папирусы содержат советы, как ставить диагнозы, и эти советы мало чем отличаются от современных методик диагностирования. Выявление заболеваний основывались на опросе пациента, личном осмотре и проведении анализов.

Древнеегипетские целители также обращали внимание на такие показатели состояния больного, как цвет кожных покровов (бледность, пожелтение, покраснение), лихорадку, температуру, дрожь в руках и т.д. Проводились исследования мочи, кала и слюны. При переломах, увеличенных гландах или опухоли на теле врач пальпировал больное место так же, как это делается сегодня, и записывал результаты проведенного обследования.

Египетские врачеватели практиковали также несложные хирургические операции. При лечении переломов применяли деревянные лубки («шины») и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой. На стене одной из гробниц изображен хирург, вправляющий пациенту вывихнутое плечо. Хирурги накладывали повязки, предохраняющие рану от загрязнения, ставили на ушибы и переломы холодный компресс.

Трепанации черепа и стоматология

Наиболее часто применяемой хирургической операцией в Древнем мире была трепанация черепа. Было обнаружено немало черепов с квадратными отверстиями. Только в Израиле было найдено 28 таких черепов. С подобными находками ученые столкнулись и при раскопках города Иерихона в археологическом культурном слое, относящемся к самым ранним поселениям в этой местности. Из этого следует, что нейрохирургия существовала уже на заре цивилизации. Были найдены трепанированные черепа с заросшими отверстиями, что свидетельствует об удачном хирургическом вмешательстве и о том, что пациент выжил после операции.

С незапамятных времен люди страдали от зубной боли. Профессия зубного врача была исключительно популярной в Древнем Египте. Исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, которых лечили лучшие стоматологи своего времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. Тогда еще не знали пломбирования кариозных полостей и протезирования зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних жевательных зубов, соединенных между собой тонкой проволокой по линии их шеек. Единичные археологические находки: зубы, соединенные между собой проволокой (попытки протезирования), челюсти с просверленными круглыми отверстиями в области корней зубов, чтобы обеспечить отток гноя и снять воспаление надкостницы, свидетельствуют о том, что стоматология в Египте находилась на высоком уровне.

В древней Иудее ценили здоровые зубы, а тот, у кого отсутствовал хотя бы один зуб, считался ущербным. Древние евреи считали драку с повреждением зубов серьезным проступком, так что если господин выбивал зуб своему рабу, то взамен обязан был дать ему свободу.

Здоровье и гигиена

Древние жрецы-врачеватели решали не только вопросы, связанные с болезнями и несчастными случаями. Они также пытались найти средства, приостанавливающие процесс старения, о чем сохранились записи в магических папирусах.

Больницы и санатории

Одно из самых интересных направлений древнеегипетской медицины – санаторное лечение. Санатории организовывали при храмах. Эту традицию позже переняли древние греки. В лечебницах, так же как в современных оздоровительных и курортных учреждениях, больные могли отдыхать от нескольких дней до нескольких недель, получая необходимое лечение и вознося молитвы богам о своем исцелении. Лечение оплачивалось приношением храму изображений исцеленных органов, сделанных из мрамора, серебра, золота. При раскопках в Эпидавре (Эпидавр (Epidauros) – древний город в Греции на северо-востоке Пелопоннеса (сохранился в руинах).) было найдено много таких приношений в виде мраморных ног, рук, серебряных сердец, золотых глаз и ушей.

В египетских храмах находились грандиозные архивы и библиотеки, где хранились тысячи папирусов, в том числе и медицинского содержания. Знаменитые древнегреческие врачи в более поздний период использовали методы древнеегипетских врачевателей,

о которых прочитали в медицинских трактатах, сохраненных в этих библиотеках.

Сегодня найдены остатки древних египетских лечебниц. Фрагменты подобных здравниц сохранились и в Греции. Здесь они назывались асклепионами (в честь бога врачевания Асклепия). Один из двух главных в античности святилищ бога Асклепия (второй находится в Эпидавре) сохранился на острове Кос, где родился отец греческой медицины Гиппократ (около 460 до н. э. - около 377 до н. э.). Археологи нашли маленькие, точно кельи, комнаты для отдыхающих, ванны для омовения, комнаты для врачебного осмотра. Здесь принимали тысячи больных со всего Средиземноморья, которых лечили в соответствии с методами, разработанными Гиппократом.

На большей части святилища Асклепия в Эпидавре до сих пор идут археологические раскопки. К сожалению, сейчас от этой некогда знаменитой лечебницы остались только руины. При раскопках на месте древнего города Пергам (Пергам (греч. PErgamos) – древний город в Малой Азии (современный Бергама). Основан в XII в. до н. э. выходцами из материковой Греции. В 283-133 гг. до н. э. столица Пергамского царства.) также найдено несколько древних санаториев.

Медицина в Древней Греции

В настоящее время наука не располагает письменными сведениями о медицине в Древней Греции. Единственные упоминания находим в первых греческих литературных памятниках XII – VI вв. до н. э. – поэмах Гомера “Илиада” и “Одиссея”.

О медицине классического периода истории Греции дает представление “Гиппократов сборник” – выдающийся памятник медицинской литературы, составленный около III в. до н. э. из сочинений древнегреческих врачей. Он назван именем великого врача античного мира Гиппократа. Некоторые данные о медицине архаического и классического периодов истории Греции содержатся также у Геродота в его “Истории в девяти книгах”.

О медицине эпохи эллинизма повествуют медицинские трактаты ученых из Александрии в изложении Галена и Авла Корнелия Цельса. Подлинники трактатов, увы, не сохранились,

Древние греки с почтением относились к древнеегипетской медицине. В поэме «Одиссей» Гомер заметил: «Медицинские знания древнего Египта оставили далеко позади весь остальной мир».

После того, как Александр Македонский завоевал Египет, и его полководцы стали править этой страной, греки приобщились к знаниям египтян в области медицины и многое позаимствовали у древнеегипетских врачевателей. В библиотеке при храме бога Птаха в Мемфисе древние греки прилежно изучали предписания больным, рецепты, методы диагностирования, а также использование снотворных и болеутоляющих средств египетскими врачевателями.

Достигшая высокого расцвета, медицина Древней Греции нашла отражение в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей – Гигиеи, охранительницы здоровья (отсюда произошло слово гигиена) и Панакии, покровительницы лечебного дела (отсюда к нам пришел термин панацея).

Врачебное искусство этого периода достигло своей вершины в деятельности древнегреческого врача Гиппократа, которого справедливо называют отцом медицины. Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в “Гиппократовом сборнике”, который является энциклопедией древнегреческой медицины. Он составлен в III в. до н.э. для Александрийской библиотеки, основанной династией Птолемеев (преемниками Александра Македонского), правившей Египтом в эпоху эллинизма.

В Древней Греции было несколько медицинских школ, и в каждой преобладала собственная философия и методы диагностики и лечения.

Врачебная этика

Во все времена существовали писанные или неписанные законы, касающиеся взаимоотношений врача и пациента. Несмотря на высокое положение в обществе и уважение, которым пользовались люди этой профессии в древнем мире, врач должен был действовать крайне осторожно. Деятельность врачевателей подчинялась строгим правилам, в том числе моральным. Нарушение этих правил каралось вплоть до смертной казни.

Вот некоторые выдержки из свода законов Хамураппи, вавилонского царя, правившего в 1792 - 1750 гг. до н.э..

218. Если врач производит кому-либо сложную операцию медным ножом и умерщвляет его, снимает кому-либо бельмо и лишает его глаза, должно отсечь ему руки.

219. Если врач производит рабу сложную операцию медным ножом и умерщвляет его, то он должен за умершего раба доставить хозяину другого.

220. Если врач снимает медным ножом бельмо рабу и лишает его глаза, то должен деньгами уплатить половину стоимости раба».

Древнегреческие врачи руководствовались правилами «Священной книги», и если врач не отступал от них, то любой исход лечения считался приемлемым. Сходная позиция существовала и в римском праве. Например, врачу запрещалось продавать яд с целью отравления, делать операции аборта и кастрации.

При христианстве появилась норма об ответственности за неоказание помощи больному. В Палестине это преступление каралось смертной казнью с конфискацией имущества в пользу государства.

Законы здоровья в древнем Израиле

Автор первых пяти книг Библии пророк Моисей родился в Египте в то время, когда Израиль находился там в рабстве. Книга Исход повествует о том, что принцесса, дочь египетского фараона, нашла младенца Моисея в корзине из тростника и, поскольку была бездетной, усыновила его и сделала наследником египетского престола. Моисей получил при дворе фараона блестящее образование. То было время расцвета египетской культуры, и юноша, должно быть, хорошо был знаком с принципами врачевания, обладал познаниями в области медицины. «И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах» (Деян. 7:22).

Отметим, однако, тот факт, что в написанных Моисеем Библейских книгах мы нигде не находим описания магических методов врачевания, о которых упоминалось выше. Принципы здоровья и методы врачевания, изложенные в Библии, опережают уровень знаний самой цивилизованной тогда страны – Египта и соответствуют представлениям современной медицинской науки. Из чего можно сделать вывод, что эти знания даны были Моисею Божественным откровением.

В книге Исход излагаются не только законы здоровья, переданные Богом через Моисея, но и последствия нарушения этих законов: «И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой» (Исх. 15:26).

Принципы здоровья, данные Богом пророку Моисею, детально описаны, в них прослеживается взаимосвязь между послушанием воле Бога и здоровьем человека, между представлением о святости и личной гигиеной, которой всегда придавалось большое значение в Израиле. Перед тем, как явиться народу израильскому у горы Синай, Господь через Моисея дает следующее повеление: «И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай» (Исх. 19:10, 11). Соблюдение установленных Богом правил личной гигиены являлись не только долгом каждого израильтянина по отношению к соплеменникам и Богу, но и защищало от многих заболеваний и эпидемий.

В наше время мало кто сомневается в том, как важно для организма правильное питание. Сегодня каждый знает, что употребление жирной пищи приводит к ожирению и избытку холестерина в крови. Но ведь об этом Бог сообщил народу израильскому в пустыне: «Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте» (Лев. 3:17).

Предупреждение инфекционных заболеваний

Сегодня норма – изолирование инфекционных больных, использование респираторов для предотвращения вирусных и бактериальных заражений, передаваемых воздушно-капельным путем. Но этот принцип также был известен народу израильскому. В Божьем постановлении о содержании инфицированных больных говорится: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт, и кричать: "нечист! нечист!" (Лев. 13:45). В народе израильском хорошо осознавали опасность заражения инфекционными заболеваниями. Больных проказой изолировали из общества, чтобы болезнь не распространялась дальше. «Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Лев. 13:46). Слово «прокаженный» в том значении, как оно используется в Писании, могло включать в себя и другие инфекционные кожные заболевания. В Израиле инфекционных больных изолировали, а их одежду сжигали, так как при высокой температуре микробы и бактерии погибают. Это еще раз говорит о том, что израильтяне прекрасно понимали необходимость проведения дезинфекции. «Он должен сжечь одежду, или основу, или уток шерстяной или льняной, или какую бы то ни было кожаную вещь, на которой будет язва, ибо это проказа едкая: должно сжечь на огне» (Лев. 13:52).

Однако критика и отвержение Библии в эпоху Просвещения лишила народы этого драгоценного знания. Средние века в Европе отмечены ужасными эпидемиями, которые вспыхивали в результате пренебрежения правилами гигиены и санитарии. Вплоть до XIX века европейские медики не осознавали опасности заражения от прикосновения к трупу человека. Врач мог, обучая студентов, провести вскрытие трупа, а потом, не помыв даже руки, сразу направиться в палату для обследования больного. В результате большое количество пациентов больницы умирали по невыясненным причинам. Как потом оказалось, больные умирали от различных заражений. А ведь еще в далекие времена Моисею было дано следующее повеление: «И сказал Господь Моисею, говоря: повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех, имеющих истечение, и всех, осквернившихся от мертвого» (Числ. 5:1,2).

Взаимосвязь между послушанием законам Бога и здоровьем указана в книге Второзаконие: «И храни постановления Его и заповеди Его, которые я заповедую тебе ныне, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя, и чтобы ты много времени пробыл на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе навсегда» (Втор. 4:40). Жизнь подтверждает справедливость этих требований. Поэтому и нам сегодня также полезно познакомиться с Библейскими принципами относительно здорового образа жизни.

Алкоголь и здоровье

Одной из наиболее распространенных традиций, которая осуждается в Библии, является употребление алкогольных напитков. Некоторые люди полагают, что Иисус Христос одобрительно относился к употреблению алкоголя. Они ссылаются на эпизоды, когда Иисус превратил воду в вино на свадебном пире и когда во время пасхальной вечери подал ученикам чашу с вином «от плода виноградного» (Мк. 14:25). Сторонники умеренного употребления алкогольных напитков также приводят в пример совет, который дал Апостол Павел молодому служителю Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23).

Чтобы понять, насколько обоснованны эти ссылки, выясним, в каком смысле употребляется слово «вино» в Библии. В Новом Завете, который написан на древнегреческом языке, для таких разных понятий, как броженое вино и чистый виноградный сок, не используются отдельные слова. Употребляется одно и то же слово – «ойнос». В Ветхом Завете слово вино в основном передается древнееврейским словом «яйн». Для определения значения «яйн» и «ойнос» необходимо в каждом конкретном случае обращаться к литературному и историческому контексту.

В одном из своих посланий Апостол Павел говорит: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5:18). В этом случае он, конечно же, подразумевает алкогольное вино. Теперь обратимся к пророку Исаии: «Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок (в оригинальном тексте используется слово «яйн», или же «новое вино»), тогда говорят: "не повреди ее, ибо в ней благословение" (Ис. 65:8). В этом случае вполне очевидно, что идет речь о свежем виноградном соке, который полезен для здоровья. В Еврейской Энциклопедии свежевыжатый сок до брожения называется «яйн-мигат», то есть новое вино из чана, или из-под пресса. Таким образом, свежевыжатый сок назывался “новое вино”. Это и было то вино, которое использовал на вечере Иисус и рекомендовал Тимофею в лечебных целях Апостол Павел.

В Библии мы находим однозначное отношение к алкогольному вину. Библейские пророки и другие учителя Израиля отлично понимали опасность, таящуюся в опьяняющем вине, поэтому они нещадно обличали употребляющих алкогольное вино. «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Прит. 23:29-32).

Некоторые люди утверждают, что употребление алкогольных напитков в умеренных количествах не приносит вреда и даже полезно. Однако никто не может быть уверенным в том, что убережется от тяжелой алкогольной зависимости, в которую попали многие из тех, кто начинал с той самой «малой дозы». Многие выпивают «за компанию» или по случаю праздника. К сожалению, множество людей, идущих таким путем, становятся безнадежными алкоголиками. Библия указывает нам, что в отношении к алкоголю необходимо придерживаться полного воздержания.

Пагубные привычки

Другой не менее пагубной привычкой является курение. Пристрастие к табаку несет серьезные проблемы здоровью. Курение влечет за собой множество болезней, которые приняли размеры эпидемии. Оно стало одной из главных проблем здравоохранения во многих странах мира. Медицинские организации во всем мире бьют тревогу, предупреждая общество о надвигающейся опасности. Курение – вредная привычка, губительная для здоровья и опасная для жизни. Ответственное отношение к своему здоровью – религиозная обязанность человека, наш долг перед самим Творцом. Апостол Павел писал: «Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3:16, 17).

Этот принцип относится и к другим вредным привычкам, приводящим человека к пагубным пристрастиям. Наиболее популярная привычка, вызывающая зависимость, – это употребление напитков, содержащих кофеин: кофе, чая, колы. Аромат и стимулирующее действие кофе и чая проповедуют во всем мире. Многие пьют напитки, содержащие кофеин, полагая, что заряжаются бодростью и повышают свою работоспособность. Однако кофеин, находящийся в этих напитках, оказывает искусственное стимулирующее действие на организм, особенно на нервную систему. По сути, кофеин – это разновидность наркотических средств, он оказывает вредное влияние на физическое и психическое здоровье человека. Да, вначале под воздействием кофеина у нас повышается настроение, проходит усталость, но этот эффект кратковременный. Кофеин не решает проблему утомляемости. Он играет роль кнута для организма, который на самом деле нуждается в отдыхе. Когда вы пьете кофе или чай, вы действительно стимулируете работоспособность организма, но поскольку вы уже исчерпали свой энергетический ресурс, в конце концов, вам дорого придется расплачиваться за «кофейную бодрость». Подобный «допинг» грозит истощением нервной системы и отдельных органов. Наркотики не являются лекарством от усталости. Гораздо лучше вам помогут здоровый образ жизни, правильное питание и полноценный отдых.

Правильное питание и здоровье

Фото 18.

В Библии содержится необходимая информация о том, как человеку надо питаться. Питание, которое Господь определил человеку еще в Едемском саду, было исключительно вегетарианским. «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу» (Быт. 1:29). Создатель вовсе не хотел, чтобы человек убивал животных, чтобы удовлетворить свой аппетит. Только после всемирного потопа, который Творец навел на землю, Он позволил употреблять мясную пищу, что было вынужденной мерой. «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё» (Быт. 9:3).

Но даже разрешая есть мясо животных, Господь учит нас различать «чистых» и «нечистых» животных. После исхода Израиля из Египта Господь дает четкие предписания, мясо каких животных можно употреблять в пищу. «Всякий скот, у которого раздвоены копыта, и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте» (Лев. 11:3). Среди животных, мясо которых категорически запрещалось употреблять в пищу, была свинья, «потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас» (Лев. 11:7, 8).

Запрещения распространялись и на некоторые рыбные продукты. «Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя (в воде, в морях ли, или реках), тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи (в морях ли, или реках, из всех, плавающих в водах, и из всего, живущего в водах), скверны для вас» (Лев. 11:9, 10). К этой категории водных обитателей относились угри, крабы, креветки и устрицы. Все перечисленные виды, которые запрещены Богом к употреблению в пищу, являются вредными для здоровья человека.

Реформа здоровья

Хорошее здоровье – это не только результат нашего отказа от того или иного вида мяса или рыбы. Кроме этого, мы должны находить время для физических упражнений и полноценного отдыха – ежедневного, еженедельного и ежегодного. Необходимо больше времени проводить на свежем воздухе, правильно питаться. Очень важно употреблять достаточное количество воды и избегать стрессов. Но самое главное, нужно научиться доверять Богу в Его водительстве. Господь – наш Отец, и во всех жизненных обстоятельствах мы можем доверить Ему все наши проблемы, потому что Он в силах разрешить их. «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петра 5:7). Господь любит нас и желает, чтобы мы были здоровыми и счастливыми. Апостол Иоанн однажды писал: «Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя» (3 Ин. 2). Ему вторит Апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31).

3 ответа

Хронические заболевания были известны ещё в Древнем Египте. В медицинском Папирусе Эберса, датированном XVI в. до н. э., содержатся описания патологий желудочно – кишечного тракта, сердечно – сосудистой, мочеполовой и дыхательной систем. Также упоминается и о новообразованиях. Их Папирус Эберса называет неизлечимыми.

В общем, набор хронических заболеваний, которыми страдали люди Античности и Средневековья, мало чем отличался от современных недугов. Другое дело, что современная медицина успешно справляется с многими из них. И те болезни, которые раньше означали страдания и смерть, сейчас вполне излечимы.

Неверно было бы утверждать, что люди древности и средних веков совершенно не знали хронических заболеваний из – за малой продолжительности жизни, которая была связана с тяжёлыми бытовыми условиями и эпидемиями смертоносных инфекций. Разумеется, данный фактор играл свою роль. В тоже время хронические болезни были достаточно распространённым явлением. При низком уровне развития медицины они зачастую приводили к инвалидности и смерти.

Хронические заболевания были известны ещё в Древнем Египте. В медицинском Папирусе Эберса, датированном XVI в. до н. э., содержатся описания патологий желудочно – кишечного тракта, сердечно – сосудистой, мочеполовой и дыхательной систем.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 370 до н. э.) посвятил свой труд «О священной болезни» одному из самых распространённых хронических неврологических заболеваний – эпилепсии. В те времена считалось, что она вызывается божественной волей. Страдавшим эпилепсией людям приписывались сверхъестественные способности. Гиппократ стремился рационально объяснить её возникновение. Он писал: «Болезнь, прозванная священной, ничуть не более священна, чем остальные, но имеет естественные причины». Гиппократ полагал, что приступы эпилепсии провоцируются солнцем, ветрами и холодом, изменяющими консистенцию мозга. Также в своей работе Гиппократ дал описание симптомов бронхиальной и сердечной астмы. Он не рассматривал их в качестве самостоятельных заболеваний. Астматическое удушье расценивалось им как часть эпилептического приступа.

Отношение к эпилепсии изменилось с приходом Средневековья. Христианская церковь считала её, наряду с психозами и шизофренией, проявлением дьявольской одержимости. Такое мнение было заложено ещё в период упадка Римской империи. Архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (347 – 407) в послании к отшельнику Стагирию, которого считали одержимым демонами, указал несколько признаков бесноватости, напоминающих симптомы эпилепсии. Он писал «о корчах в руках, об искривлении глаз, о пене на устах, о страшном и невнятном голосе, трясении тела, продолжительном обмороке». Схожее описание бесноватости содержится и в сочинениях епископа Кирилла Александрийского (376 – 444).

Для лечения эпилепсии, а также других нервных и психических расстройств, церковь в Средневековье применяла собственные методы лечения, призванные изгнать демонов из человека, – святую воду, специальные молитвы и паломничество к священным местам. Разумеется, они не приводили к выздоровлению.

Медикам Античности и Средневековья было знакомо такое заболевание как диабет. Первым его описал древнеримский врач II в. Аретей Каппадокийский. Он указывал на такие симптомы как учащённое мочеиспускание и неутолимая жажда. Аретей писал: «Жидкость не остаётся в организме, используя его, как лестницу для того, чтобы скорее его покинуть». Название заболеванию дал его современник – греческий врач Деметриос из Апамании. Оно происходит от слова «diabaino» - «прохожу сквозь». Диабет на протяжении веков лечили лекарственными травами и физическими упражнениями. Но такие методы были малопродуктивны. Многие больные умирали. При этом среди них были, в основном, люди с диабетом первого типа, то есть инсулинозависимые.

Другим заболеванием, хорошо известным людям прошлого, был ревматизм. Его достаточно подробно описал Гиппократ. Он считал, что болезнь вызывается особой ядовитой жидкостью, «исходящей из мозга и распространяющейся на кости и суставы». От греческого слова «ревма», что в переводе означает «поток, течение», произошло современное название заболевания. Впервые его употребил древнеримский врач II в. Клавдий Гален. Долгое время ревматизмом называли любые поражения суставов. Впервые выделил его в отдельное заболевание в XVII в. Гийом де Байю (1538 – 1616), личный врач французского короля Генриха IV. Он подчёркивал, что патологии суставов могут быть результатом поражения всего организма.

Широко распространены были различные кожные заболевания. В своих сочинениях Гиппократ активно использовал распространённый в то время термин «psora», что в переводе означает «зуд». Под ним подразумевался целый ряд дерматологических заболеваний, в том числе хронических, проявляющихся бугристостью на кожных покровах, появлением сыпи, роговых чешуек и пятен. К ним относились экземы, лишаи, микозы, проказа и волчанка. Их возникновение Гиппократ объяснял нарушением равновесия жидкостей в организме. Позже Клавдий Гален в своих работах классифицировал кожные болезни по локализации. Он выделил заболевания кожи головы, рук и ног. Для обозначения патологий, характеризующихся разрастанием чешуек на коже и сильным зудом, Гален ввёл термин «psoriasis», образованный от греческого слова, применявшегося Гиппократом.

В Средневековье хронические дерматологические заболевания не различались. Их зачастую отождествлялись со схожими по симптомам тяжёлыми инфекциями. Псориаз и экзема считались одними из проявлений проказы. В связи с этим больных изолировали от общества в лепрозориях. Им необходимо было носить с собой колокольчик или трещотку, чтобы извещать других людей о своём приближении.

В средневековых трактатах неоднократно упоминается заболевание под названием «noli me tangere» (в переводе с латыни - «не прикасайся ко мне»). Этот термин подразумевал целый ряд патологий, включая волчанку, различные виды бородавок и кожных опухолей. Все они считались неизлечимыми.

Несмотря на сложность в различении дерматологических заболеваний средневековым врачам удалось внести вклад в накопление знаний о болезнях кожи. Французский хирург Ги де Шолиак (1298 – 1368), занимавший должность папского лейб – медика в период Авиньонского пленения, классифицировал пять типов стригущего лишая. Его исследование считалось единственно верным вплоть до XIX в.

Отдельно стоит сказать о венерических болезнях. До масштабной эпидемии сифилиса конца XV – первой половины XVI вв. одним из самых распространённых заболеваний была гонорея. Упоминание о ней встречается ещё в ветхозаветной Книге Левит. Заболевание рассматривалось как источник ритуальной нечистоты. В тоже время описывались санитарные меры для предотвращения заражения окружающих: «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: объявите сынам Израилевым и скажите им: если у кого будет истечение из тела его, то от истечения своего он нечист. И вот закон о нечистоте его от истечения его: когда течет из тела его истечение его, и когда задерживается в теле его истечение его, это нечистота его; всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая вещь, на которую сядет имеющий истечение семени, нечиста; и кто прикоснётся к постели его, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; кто сядет на какую – либо вещь, на которой сидел имеющий истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; и кто прикоснётся к телу имеющего истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера».

Античные врачи описывали гонорею как воспалительный процесс мочеиспускательного канала с гнойными и кровянистыми выделениями. По одной из версий, древнегреческий философ Эпикур скончался от осложнений заболевания – двухнедельной задержки мочи, вызванной сужением уретры.

Термин «гонорея» был введён Клавдием Галеном. Он образован от двух древнегреческих слов, «gonos» - «семя» и «rheo» - «теку». Это было связано с тем, что медики Античности ошибочно считали гонорею непроизвольным истечением спермы.

Заболевание было хорошо известно на средневековом Востоке. Врачи рекомендовали для его лечения спринцевание уретры свинцовыми растворами и промывание мочевого пузыря с помощью серебряного шприца.

Одно из упоминаний гонореи связано с Третьим крестовым походом. Во время осады Акры (1189 – 1191) среди его участников наблюдались симптомы, схожие с гонорейными. В XII – XIII в. признаки заболевания описывали в своих трудах представители Салернской врачебной школы. Итальянский хирург Гульельмо да Саличето (1210 – 1277) упоминал о язвах полового происхождения.

Осознавая заразность заболевания и его связь с сексуальной активностью, в европейских странах предпринимались различные законодательные меры борьбы с инфекцией. В 1161 г. английский парламент издал постановление с целью уменьшить распространение «опасной немощи жжения». Собственные меры предпринял епископ Винчестерский, являвшийся владельцем и покровителем лондонских публичных домов. В 1162 г. он запретил принимать посетителей проституткам, у которых было «всякое заболевание, сопровождающееся жжением». Схожие меры были приняты во Франции. Король Людовик IX Святой в 1256 г. выпустил ордонанс, наказывающий ссылкой за распространение гонореи.