Периодичность плановых проверок по пожарной безопасности. Вступил в силу новый регламент «пожарных» проверок

Законодатели сочли необходимым устранить ряд правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности. С этой целью они приняли Федеральный закон от 28.05.2017 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Меры, предусмотренные этим законом, в значительной степени касаются изменения полномочий государственных и негосударственных органов в данной сфере. В то же время ряд изменений непосредственно относится к хозяйствующим субъектам в части проведения проверок соблюдения ими пожарной безопасности и наказаний за ее несоблюдение.

Что проверяет МЧС?

Так, в ч. 2 ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» до сих пор было указано, что предметом проверки в области пожарного надзора является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.

Теперь дополнительно к этому предметом проверки стало соответствие пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Очевидно, речь идет о требованиях, перечисленных в разд. V и VI данного закона.

Впрочем, за нарушение норм этого закона органы контроля и ранее выносили предписания (см., например, Постановление АС ВВО от 06.06.2016 № Ф01-1968/2016 по делу № А82-12662/2015, ФАС ПО от 30.07.2014 по делу № А12-26929/2013, ФАС СЗО от 05.06.2014 № Ф07-3211/2014 по делу № А56-38196/2013, АС ЦО от 11.04.2017 № Ф10-947/2017 по делу № А09-8744/2016), но теперь обращение к названному закону при проверках пожарной безопасности полностью узаконено.

Кроме того, проверки будут производиться теперь не на объектах защиты вообще, а в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических территориях или используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности.

В Федеральном законе № 69-ФЗ так и не разъяснено понятие «объект защиты», но оно есть в ч. 15 ст. 2 Федерального закона № 123-ФЗ. Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или государственное или (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Получается, что теперь пожарной проверке могут подвергнуться объекты, используемые (эксплуатируемые) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности независимо об обязательности установления для этих объектов требований пожарной безопасности. Важен лишь факт использования этих объектов, причем из новой нормы закона неясно, идет речь об использовании на момент проверки или об использовании в прошлых либо будущих периодах.

Обращает на себя внимание также появившаяся возможность проверки отдельных земельных участков, которые используются в деятельности граждан или юридических лиц.

Новые сроки для проведения плановых проверок

Исходя из ч. 4 ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ до сих пор основанием для включения плановой проверки лица в ежегодный план проведения плановых проверок являлось истечение:

1) трех лет со дня:

    окончания проведения последней плановой проверки;

2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности.

Но теперь, как и в отношении некоторых других направлений госконтроля, периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством РФ в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре (далее – Положение) в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска.

Для отдельных сфер деятельности в отношении любого государственного или муниципального контроля, в том числе в части пожарной безопасности, такая периодичность устанавливается, как и ранее, в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О юридических лиц и при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Имеются в виду здравоохранение, образование, социальная сфера, теплоснабжение, электроэнергетика, и повышение

В настоящее время действует перечень таких видов деятельности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944. В отношении указанных в нем видов деятельности в части пожарной безопасности проверки проводятся:

Наименование вида деятельности

Периодичность проведения плановой проверки

Оказание амбулаторно-поликлинической помощи

Не чаще одного раза в 2 года

Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи

Дошкольное и начальное общее образование

Не чаще одного раза в год

Основное общее и среднее (полное) общее образование

Деятельность детских лагерей на время каникул

Один раз перед началом каникул

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

Не чаще одного раза в год

Что касается других видов деятельности, в отношении которых при проведении пожарных проверок теперь применяется риск-ориентированный подход, то хозяйствующим субъектам следует обращаться к п. 20 – 29 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.

Читайте также

  • Соблюдение трудового законодательства: проверки упорядочиваются

Используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственные объекты, являющиеся объектами защиты, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее – Правила).

Главные государственные инспекторы по пожарному надзору (их заместители) относят объекты защиты к категориям риска в соответствии с критериями, указанными в приложении к Положению. В зависимости от установленной ими категории риска периодичность проверок составляет:

И основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок теперь будет являться истечение в году проведения проверки установленного для соответствующей категории риска периода времени с даты:

    ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;

    окончания проведения последней плановой проверки.

В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. К такой категории объект относится, если решение в отношении него не принималось. Кроме того, государственный инспектор может изменить категорию объекта защиты, если тот стал соответствовать иным критериям, указанным в приложении к Положению, собственник (правообладатель) объекта защиты вправе подать заявление об этом.

Также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут подать запрос о предоставлении им информации о присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска, а также сведений, использованных при отнесении таких объектов к определенной категории риска.

На МЧС России размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация об объектах, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков, содержащаяся в перечнях объектов защиты:

Сведения об объектах высокого и значительного риска:

в – http://82.mchs.gov.ru/document/4583489;

– в – http://92.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Perechen_obektov_zashhity_na_territorii.

Ежегодные планы проведения плановых проверок:

по Республике Крым – http://82.mchs.gov.ru/Deyatelnost/Napravlenija_dejatelnosti/Plani_provedenija_proverok_i_ih_rezultat;

– по Севастополю – http://92.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Plani_provedenija_proverok_i_ih_rezultat.

О внеплановой проверке

Напомним также, что может быть проведена и внеплановая проверка пожарной безопасности. В соответствии с ч. 5 ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ для этого должны иметь место следующие основания:

    истечение срока исполнения организацией или гражданином выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;

    наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

    поступление в орган государственного пожарного надзора сведений от организаций или граждан, владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;

    поступление в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений разных лиц, информации от должностного лица органа пожарного надзора, из СМИ о фактах нарушений требований пожарной безопасности в определенных ситуациях (теперь также – о несоответствии объекта защиты, территории или земельного участка, пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона № 123-ФЗ);

    наличие приказа (распоряжения) (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Обратите внимание: получается, что теперь одним из оснований для внеплановой проверки органом пожарного надзора может оказаться поступление некой информации от должностного лица этого же органа. Причем при наличии такого основания внеплановая выездная проверка может быть проведена незамедлительно, то есть без предварительного уведомления организации или гражданина и с извещением органа прокуратуры в течение 24 часов с начала проверки, а не заранее (ч. 12 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Согласно изменениям, внесенным в ст. 25 Федерального закона № 69-ФЗ, организовать обучение мерам пожарной безопасности организации теперь обязаны не только в отношении работников, но и вообще лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях.

Большие штрафы от МЧС

Хозяйствующим субъектам необходимо уделять особое внимание обеспечению противопожарной безопасности и готовиться к проведению проверок в этой сфере. Федеральным законом № 100-ФЗ уточнены размеры наказаний за нарушения в этой области (ст. 20.4 КоАП РФ), теперь они таковы:

Нарушение

Граждане

Должностные лица

Юридические лица

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32* и 11.16** и ч. 6, 6.1 и ст. 20.4 КоАП РФ (ч. 1)

Предупреждение или штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Штраф в размере от 6 000 до 15 000 руб.

Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2)

Штраф в размере от 2 000 до 4 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб.

Штраф в размере от 200 000 до 400 000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 6)

Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Штраф в размере от 350 000 до 400 000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека (ч. 6.1)

Штраф в размере от 600 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно (ч. 7)

Штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб.

* Нарушение правил противопожарной безопасности в лесах.

** Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.

Если в отношении хозяйствующего субъекта уже было вынесено предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, но оно оказалось не выполнено, то в соответствии с ч. 12 – 14 ст. 19.4 КоАП РФ нарушитель будет наказан так:

Нарушение

Граждане

Должностные лица

Индивидуальные предприниматели

Юридические лица

В общем случае

Штраф в размере от 1 500 до 2 000 руб.

Штраф в размере от 3 000 до 4 000 руб.

Штраф в размере от 70 000 до 80 000 руб.

На объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

Штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Штраф в размере от 5 000 до 6 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет

Штраф в размере от 90 000 до 100 000 руб.

Повторное невыполнение

Штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет

Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

должностные лица

Проверка пожарной безопасности, как и любая другая проверка, малоприятное мероприятие, однако необходимое. Чтобы быть готовым к приходу пожарных инспекторов, нужно знать, на какие моменты они обращают больше всего внимания и какие документы проверяют. В данной статье мы постарались кратко рассказать о проведении пожарной проверки, а также рассмотреть основные требования к объектам, соблюдение которых обязательно.

Соблюдение требований пожарной безопасности обязательно для всех организаций независимо от того, являются они собственниками объекта или просто арендаторами. Ведь в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (далее — Закон N 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть (пользоваться, распоряжаться) имуществом, в том числе руководители организаций, лица ответственные за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица.

Штрафы за нарушения довольно внушительные и могут сильно «ударить по карману». Например, за нарушение требований к эвакуационным выходам размер штрафа может составлять от трех до четырех тысяч рублей для граждан, от 15 до 20 тыс. руб. для должностных лиц и от 150 до 200 тыс. руб. для юридических лиц (п. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

На каких основаниях могут проверить?

Проведением проверок по соблюдению организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятием мер по результатам этих проверок занимается Государственный пожарный надзор (далее — ГПН).

ГПН может проводить проверки как планово, так и внепланово. Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно.

На заметку. С расписанием плановых проверок пожарной инспекции на ближайший год можно ознакомиться на официальном сайте МЧС России.

В большинстве случаев плановые проверки проводятся один раз в три года. Основанием для включения компании в план ежегодных проверок является истечение трех лет со дня:

— ввода объекта защиты (например: здания, сооружения, помещения) в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;

— окончания проведения последней плановой проверки.

Однако плановые проверки объектов, используемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере, могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Периодичность проведения таких проверок установлена в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (например, плановая проверка фирмы, оказывающей услуги по предоставлению дошкольного и начального общего образования, может производиться ежегодно).

ГПН обязан уведомить о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. Для этого в адрес проверяемого заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки.

Помимо этого, существует довольно много оснований для проведения и внеплановой проверки. К ним относятся:

— истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности;

— решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

— поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.

О внеплановой проверке фирма (предприниматель) должна быть предупреждена не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Обратите внимание, что внеплановая проверка может проводиться и на основании поступивших в пожарную службу обращений, заявлений и жалоб о нарушениях правил пожарной безопасности. При этом проверка по данному основанию всегда проводится без предупреждения (ч. 7 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ).

Независимо от того, плановая проверка или внеплановая, она всегда проводится только в выездной форме.

Как долго длится проверка?

Общий срок проведения любой проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом срок проверки малого предприятия не может превышать 50 часов в год, а микропредприятия — 15 часов в год.

Если плановая проверка связана с проведением сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, то она может быть продлена, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов.

С чего начинается проверка?

Пожарный инспектор, пришедший с проверкой, обязан подтвердить свои полномочия. Для этого инспектор должен предъявить свое служебное удостоверение проверяемому и вручить ему под роспись заверенную копию распоряжения о проведении проверки. В этом документе обязательно должно быть указано:

— наименование органа ГПН;

— вид проверки (плановая или внеплановая);

— дата выдачи документа;

— Ф.И.О. и должности пожарных инспекторов, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

— наименование юрлица (Ф.И.О. предпринимателя) и адрес объекта, в отношении которого проводится проверка;

— цели, задачи и предмет проверки;

— общий срок проведения проверки, в том числе даты ее начала и окончания;

— правовые основания проведения проверки;

— перечень мероприятий по контролю;

— список административных регламентов (с указанием наименований, номеров и дат их принятия);

— перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

— Ф.И.О. и должность руководителя (его заместителя) органа ГПН, выдавшего предписание, а также его подпись, заверенная печатью.

При отсутствии служебного удостоверения или распоряжения о проверке фирма (предприниматель) вправе отказать инспектору в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг.

Также компания (индивидуальный предприниматель) имеет полное право не позволять проводить проверку, если:

— распоряжение оформлено с нарушениями (например, не указан срок проверки);

— пришел не тот инспектор, который указан в распоряжении.

Помимо этого, бывают ситуации, когда приходят несколько инспекторов. В данном случае можно отказать в доступе тем инспекторам, которые не указаны в распоряжении либо не предъявили свои служебные удостоверения.

Если же все документы в порядке и пришли именно те проверяющие, которые указаны в распоряжении, то проверяемая фирма (ИП) не имеет права им препятствовать в проведении проверки.

Необходимые документы

После официального знакомства инспекторы приступают непосредственно к проверке. В большинстве случаев они начинают с изучения документов.

Итак, какие же документы обязательно должны быть утверждены в организации и представлены инспектору? Для ответа на данный вопрос следует обратиться к Постановлению Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, которым утверждены Правила противопожарного режима (далее — Правила). В соответствии с положениями данного Постановления существуют документы, которые должны быть в любой организации, а также документы, наличие которых зависит от вида деятельности и численности персонала.

К документам, которые обязательны для всех, во-первых, относится инструкция о мерах пожарной безопасности. Она разрабатывается в соответствии с требованиями разд. XVIII Правил исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. Так, в ней могут быть отражены:

— мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

— порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

— расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта;

— перечень должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности (в т.ч. за сообщение о возникновении пожара, организацию спасания людей, за оказание первой помощи пострадавшим и т.п.);

— допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

— предельное количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте и т.д.

Если на объекте есть пожаровзрывоопасные и пожароопасные помещения категории В1 производственного и складского назначения, то данная инструкция утверждается для каждого из них.

Во-вторых, обязательно наличие приказа о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.

В-третьих, приказы о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность; за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию огнетушителей; за проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, о выделении места для курения или о запрете курения и т.п.

В-четвертых, необходимы инструкции. В них закрепляются положения о том, как необходимо проводить осмотр и закрытие помещений по окончании работы, как действовать персоналу при обнаружении пожара, как содержать и применять огнетушители и иные средства пожаротушения, как проводить противопожарный инструктаж и занятия по пожарно-техническому минимуму и т.д. Данные положения можно утвердить и в инструкции о мерах пожарной безопасности, но это может затруднить работу с ними, а также поддержание их в актуальном состоянии и ознакомление с ними сотрудников.

В-пятых, должны вестись журналы учета:

— проверок пожарной безопасности (типовая форма, утв. Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141);

— проведения противопожарных инструктажей;

— проверок наличия и технического состояния огнетушителей;

технического обслуживания пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре и др.

Инспекторы проверяют журналы очень тщательно, поэтому в них должны содержаться сведения о том, когда проводились проверки или инструктажи, результаты проведенных мероприятий, а также присутствовать подписи ответственных лиц и лиц проинструктированных.

Все вышеперечисленные документы должны быть надлежаще оформлены, утверждены руководителем, заполнены и подписаны работниками, если это требуется.

Помимо этого, могут понадобиться и другие документы. Так, если в помещении на одном этаже одновременно находятся более 10 человек, то в организации должны быть разработаны, утверждены и вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации, на которых обозначены места хранения огнетушителей.

Если же количество людей, находящихся в помещении, превышает 50, то помимо плана эвакуации обязательно наличие инструкции о действиях персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации. Практические занятия по данной инструкции необходимо проводить каждые полгода, следовательно, нужен и журнал учета проведения подобных мероприятий.

Также лучше всего иметь в наличии приказ о порядке оповещения людей о возгорании и назначить ответственных за это лиц на случай неисправности системы оповещения о пожаре либо ее отсутствия на объекте.

Это основные документы, которые проверяются. Стоит отметить, что в ходе проведения осмотра объекта список документов, подлежащих проверке, может увеличиться. Причины этого мы рассмотрим далее.

Осмотр объекта

При осмотре объекта инспектор может выявить довольно много нарушений, поэтому проверяемой фирме (предпринимателю) лучше всего отслеживать и контролировать соблюдение требований пожарной безопасности, предъявляемых к помещениям, огнетушителям, местам для курения и т.д.

Основные требования к содержанию объекта закреплены в Правилах. Так, план эвакуации должен соответствовать не только плану здания, но и реальной конфигурации помещений, также на нем обозначаются места хранения огнетушителей.

Присутствие огнетушителей на объекте обязательно, поэтому инспектор проверит их наличие, количество, состояние и места расположения. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей производится в соответствии с Правилами и Приложениями 1 и 2 к ним. Каждый огнетушитель должен иметь паспорт и порядковый номер, а запускающее (запорно-пусковое) устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пломбой. На пломбе отражается ее индивидуальный номер и дата последней перезарядки. При этом огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра. Обратите внимание, что в зимнее время огнетушители с зарядом на водной основе необходимо хранить в отапливаемых помещениях.

На всех этажах на самом видном месте должны быть прикреплены таблички с телефонным номером вызова пожарной службы, а также знаки пожарной безопасности, обозначающие местонахождение огнетушителей, эвакуационных выходов, ключей и т.д. Таблички с телефоном пожарной службы также размещаются в складских, производственных помещениях, местах открытого хранения веществ (материалов) и технологических установок. Если же в организации есть оборудование с повышенной пожарной опасностью (например, нагревательное оборудование), то рядом с ним необходимо повесить знаки безопасности. Помимо этого, на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках размещаются обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с гл. 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Инспекторы проверят и общее состояние помещения, проходов и эвакуационных выходов, оконных проемов, наружных пожарных лестниц и т.п. Если в помещениях присутствуют деревянные конструкции или отделка произведена из горючих материалов, то они должны быть обработаны огнезащитным составом. Проверка состояния такой пропитки производится организацией в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, а при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже одного раза в год. Данные действия фиксируются в соответствующем акте (протоколе), который инспектор попросит предъявить для проверки.

Что же касается эвакуационных выходов, то они должны обозначаться светящимся табло с надписью белого цвета «Выход» на зеленом фоне. При этом двери должны открываться по ходу движения эвакуационного потока легко и без ключей. Путь к данному выходу всегда необходимо держать свободным. Обратите внимание, что в помещениях, где одновременно пребывают 50 и более человек, обязательно наличие нескольких эвакуационных выходов.

Если на окнах установлены решетки, то они должны открываться изнутри, а не быть «глухими». На дверях в производственные помещения лучше всего установить доводчики, а если установлены противопожарные двери, то также необходимо иметь в наличии сертификат на них, который инспектор обязательно спросит. Стоит отметить, что проверка работоспособности противопожарных дверей организуется не реже одного раза в квартал, о чем составляется протокол.

Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах должны находиться в исправном состоянии, а проведение эксплуатационных испытаний данных сооружений организуется не реже одного раза в пять лет. После проведения испытаний составляется протокол, который может затребовать инспектор.

Помимо этого, проверяется состояние электросетей и электробезопасности. Например, исправность аварийного освещения, наличие электрических фонарей, присутствие на электрощитах маркировки и замков (в организации обязательно должна храниться исполнительная схема), наличие времянок, скруток в проводах и электропроводки с поврежденной изоляцией. Инспектор может потребовать представить протоколы замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств, договор на обслуживание электросетей. Запрещается использовать чайники, микроволновые плитки, кипятильники в помещениях, не предназначенных для приема пищи.

Если на объекте есть наружное противопожарное водоснабжение и внутренний противопожарный водопровод, то его проверка организуется два раза в год (весной и осенью). По результатам проверки составляется акт, который представляется инспектору. Кроме того, пожарные краны должны быть укомплектованы рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями. Обратите внимание, что не реже одного раза в год необходимо производить перекатку пожарного рукава и фиксировать это в протоколе. Пожарный шкаф, в котором размещается пожарный кран, должен быть сделан из негорючих материалов, а его дверца открываться не менее чем на 90 градусов. На дверце должны присутствовать надпись «ПК», порядковый номер пожарного крана и номер телефона пожарной службы.

Также если в организации установлены системы и средства противопожарной защиты (автоматические установки пожаротушения, пожарная сигнализация, системы противодымной защиты и т.п.), то их исправность необходимо проверять не реже одного раза в квартал и составлять соответствующий акт. Помимо этого, в организации должна храниться документация на такие установки (договоры на покупку, установку, обслуживание, инструкции, а также копии лицензий производителей, установщиков и обслуживающих компаний).

На заметку. Наличие автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации нужно только на тех объектах (зданиях, сооружениях), которые подпадают под Нормы пожарной безопасности (НБП 110-03), утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315.

Если на объекте запрещено курить, то при входе в здание и на остальной территории должны располагаться знаки «Курить запрещено». Если же курение разрешено, то для этого выделяются и оборудуются специальные места. В «курилках» обязательно наличие огнетушителя (ящика с песком), пепельницы из негорючего материала, искусственного освещения, знака «Место для курения», информации о вреде курения. Отделка полов, стен, перекрытий, сидячих мест «в курилке» должна быть выполнена из негорючих материалов либо обработана огнезащитным составом.

Это основные моменты, на которые пожарные инспекторы обращают пристальное внимание. При этом при осмотре объекта они вправе производить отбор образцов продукции, проб.

Руководителю организации либо иным должностным лицам лучше всего присутствовать при осмотре объекта. Поскольку при выявлении нарушений либо недочетов можно попросить инспектора разъяснить, какие именно нормы законодательства нарушены, что потом поможет при их устранении. Также присутствие наблюдателей при осмотре не даст инспекторам возможности «приписать» лишние нарушения.

Оформление результатов

По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах (один экземпляр и копии приложений к нему передаются проверяемому) и сделать отметку в журнале пожарных проверок. Если журнал не ведется, то данный факт фиксируется в акте. Также в акте указываются:

— Ф.И.О. и должность инспектора;

— данные проверяемого (наименование фирмы, адрес, Ф.И.О. предпринимателя и т.п.);

— дата, время, продолжительность проведения проверки;

— Ф.И.О. и должности всех лиц, присутствовавших при проверке;

— перечень выявленных нарушений и несоответствий с указанием нарушенных положений законодательства и т.д.

При выявлении нарушений (несоответствий) требований пожарной безопасности инспектор может выписать предписание об их устранении. В данном документе указываются полный перечень нарушений (несоответствий) и сроки их устранения. За неисполнение предписаний могут привлечь к ответственности в соответствии с п. 12 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Помимо этого, при выявлении серьезных нарушений (например, отсутствии эвакуационных выходов) инспектор может составить протокол об административном правонарушении. А это означает, что будет возбуждено дело об административном правонарушении. После рассмотрения таких дел практически всегда принимается решение о привлечении проверяемых к ответственности в виде штрафа, размер которого определяется в соответствии со ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.

Помимо этого, к акту могут прилагаться и протоколы отбора образцов продукции, проб, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз и т.д.

Инспектор должен ознакомить с актом и со всеми приложениями к нему руководителя организации или иных уполномоченных лиц. Проверяемый может отказаться от ознакомления с документом или проставить отметку, что он с ним не согласен.

Проверяемая компания (предприниматель) вправе обжаловать решения и действия (бездействие) инспектора, принятые или осуществленные по результатам проверки как в досудебном, так и в судебном порядке. Например, возражения в отношении акта проверки можно подать в орган ЕПН, издавший распоряжение о проведении проверки, в течение 15 дней с момента получения документа.

Если же проверяемый хочет обратиться в суд, то тут главное не пропустить сроки. Так, предписание об устранении нарушений (несоответствий) можно обжаловать в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня получения его копии (п. 4 ст. 198 АПК РФ). А вот на обжалование постановления по делу об административном правонарушении дается всего 10 дней со дня получения его копии (п. 2 ст. 208 АПК РФ).

В последние десятилетия у бизнес-сообщества сформировалось неоднозначное отношение к проверкам пожарной безопасности на объектах защиты. Недостаточная компетентность и коррумпированность отдельных должностных лиц ГПН, несовершенство порядка проведения проверок, делающее последние серьезным оружием нечистоплотной конкурентной борьбы - все это имело и имеет место. Однако нужно признать, что даже такие грубые нарушения со стороны надзорных органов не могут служить оправданием халатного отношения к пожарной безопасности.

Пожарные проверки классифицируются на плановые и внеплановые, выездные и документарные. В нашем обзоре мы рассмотрим ключевые аспекты проведения выездных плановых проверок.

Периодичность проведения пожарных выездных плановых проверок

В общем случае плановые выездные пожарные проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года с момента:

  • уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, отдельные виды которой определены в постановлении Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584;
  • ввода объекта защиты в эксплуатацию;
  • изменения класса функциональной пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности;
  • проведения последней плановой проверки.

Иная периодичность плановых проверок установлена для видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере. Конкретный их перечень и периодичность приведены в постановлении Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944. Например, в детских лагерях государственный пожарный надзор (ГПН) осуществляется 1 раз перед началом каникул, в аптеках и школах - не чаще 1 раза в год, в санаторно-курортных стационарах - не чаще 1 раза в 2 года.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ, Правительством РФ может быть установлена другая периодичность проведения плановых проверок при осуществлении тех видов госнадзора, которые определяются согласно частям 1 и 2 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее в тексте - Федеральный закон о защите прав предпринимателей). Выбор интенсивности, формы и продолжительности проведения контрольных мероприятий зависит от отнесения хозяйственной деятельности к определенной категории риска или классу (категории) опасности (так называемый риск-ориентированный подход). Положения Федерального закона о защите прав предпринимателей в отношении риск-ориентированного подхода при осуществлении проверок вступают в силу с 1 января 2018 года, но Правительство РФ вправе определять отдельные виды госнадзора, которые могут проводиться и до 1 января 2018 года.

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены плановые проверки тех ИП и организаций, которые, согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, могут быть названы субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют виды деятельности, относящиеся к сферам:

  • теплоснабжения;
  • электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • повышения энергетической эффективности;
  • образования;
  • к социальной сфере.

При этом, если индивидуальный предприниматель или организация, даже отнесенные к субъектам малого предпринимательства, ранее привлекались к ответственности за совершение грубого нарушения и в соответствии с постановлением подвергались административным наказаниям в виде:

  • дисквалификации или приостановления деятельности,
  • приостановления и/или лишения лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, -

при этом с даты окончания проверки, на основании которой было вынесено такое постановление, прошло менее 3-х лет, органы ГПН имеют право включать в ежегодный план проведения выездной пожарной проверки эти субъекты хозяйственной деятельности.

Продолжительность пожарных проверок

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона о защите прав предпринимателей проверка не может длиться более 20 рабочих дней, при этом Правительство РФ вправе устанавливать сокращенный срок контрольных мероприятий в зависимости от определенных категорий риска или класса (категории) опасности хозяйственной деятельности или объекта защиты.

В отношении каждого субъекта малого предпринимательства, отнесенного к таковому в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, суммарная продолжительность пожарной проверки не может составлять более 50 часов в год - для малого предприятия (до 100 человек), более 15 часов в год - для микропредприятия (до 15 человек). Если в процессе контрольных мероприятий возникнет необходимость в межведомственном взаимодействии, пожарная проверка субъектов малого предпринимательства может быть приостановлена руководителем ГПН (его заместителем) на требуемый для уведомления срок, но максимально - на 10 рабочих дней и только однократно. В период приостановления пожарной проверки должны быть прекращены все действия надзорного органа на всех объектах защиты.

Однако сроки осуществления контрольных мероприятий могут быть продлены, но только в исключительных случаях. К таковым отнесена необходимость в сложных и/или длительных исследованиях (испытаниях, специальных экспертизах, расследованиях) на основании мотивированных предложений. Тогда пожарная выездная плановая проверка может быть продлена на дополнительный период не более 20 рабочих дней, для малых предприятий - не более 50 часов, для микропредприятий - максимально на 15 часов.

Если компания имеет несколько филиалов (автономных структурных подразделений, представительств) в различных субъектах РФ, то максимальная суммарная продолжительность всех пожарных выездных плановых проверок лимитируется 60 рабочими днями.

Порядок организации, проведения, оформления и учета результатов пожарных проверок

Учет проведенных контрольных мероприятий ведется в федеральной государственной информационной системе - едином реестре проверок. Ее оператором назначена Генпрокуратура РФ. Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждены постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. № 415, они устанавливают требования к созданию реестра, порядок автоматического присвоения учетных номеров проверкам, состав, сроки и порядок включения в реестр информации о мероприятиях контроля, их результатах, принятых мерах.

Здесь следует иметь в виду, что положения данных Правил в вопросе присвоения учетного номера надзорным мероприятиям и включения в единый реестр проверок информации о проверках действуют:

  • с 1 июля 2016 года - для федерального и регионального государственного надзора,
  • с 1 января 2017 года - для муниципального контроля.

Учетный номер проверки присваивается автоматически и однократно, не может быть изменен и повторно использован. Состоит из 3-х частей: кода региона по месту издания распоряжения о проведении проверки, последних двух цифр года осуществления контрольного мероприятия, восьмизначного порядкового последовательно генерируемого номера.

Генеральная прокуратура РФ, в соответствии с частью 3 статьи 13.3 Федерального закона о защите прав предпринимателей, Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», обеспечивает размещение информации о проверках на сайте proverki.gov.ru, доступной неограниченному количеству лиц в объеме:

  • учетного номера проверки;
  • информации, содержащейся в распоряжении (приказе) руководителя ГПН или его заместителя (см. ниже табл. 1);
  • данных о результатах пожарной проверки, содержащихся в акте проверки (см. ниже табл. 2);
  • сведений о мерах, предпринятых в случае выявленных нарушений.

Ежегодные планы проведения плановых проверок ИП и компаний, а также их автономных структурных подразделений, представительств и филиалов, разрабатываются контролирующими государственными и муниципальными органами в соответствии с Правилами подготовки, установленными постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489. Ежегодные планы, согласно части 4 статьи 9 Федерального закона «О защите прав предпринимателей», должны включать следующую информацию:

  • наименование - для организации, ФИО - для ИП;
  • адрес нахождения каждого объекта защиты, относящегося к территориальному органу ГПН - для компании, адрес места ведения бизнеса - для ИП;
  • цель и основание проведения каждой плановой пожарной проверки;
  • период проведения каждой плановой пожарной проверки с указанием начала и завершения мероприятия;
  • наименование государственного или муниципального контролирующего органа либо всех органов, совместно осуществляющих надзор.

Ежегодный план контрольно-надзорных мероприятий должен быть доступен на официальных сайтах Генеральной прокуратуры РФ и территориальных подразделений органа ГПН.

Плановый пожарный надзор начинается с подписания руководителем ГПН или его заместителем распоряжения (приказа) о назначении проверки, примерная типовая форма которого утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141. В этом документе указывается информация, приведенная в таблице 1.

Таблица 1. Перечень сведений, содержащихся в распоряжении (приказе) руководителя ГПН или его заместителя

Состав информации распоряжения (приказа) о проведении пожарной проверки
А
А.1 Учетный номер проверки и дата его присвоения (присваиваются в автоматическом режиме с момента внесения в единый реестр проверок информации, указанной в подпунктах «а» - «в» пункта 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок)
А.2
А.3 Даты начала и окончания проведения проверки
А.4 Правовые основания проведения пожарной проверки, включая обязательные и муниципальные требования, подлежащие проверке, а также (при наличии) административные регламенты по осуществлению государственного контроля (надзора) и перечень документов , представление которых проверяемым лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки
А.5 Цели, задачи, предмет и срок проведения пожарной проверки
А.6 Вид (плановая или внеплановая) и форма (выездная или документарная) пожарной проверки
А.7 Перечень надзорных мероприятий, необходимых для достижения целей и задач пожарной проверки, и продолжительность их проведения
А.8 Данные о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности предпринимателя (в случае внеплановой выездной проверки)
А.9 Информация о включении плановой проверки в ежегодный сводный план проведения плановых проверок
Б Информация об органе ГПН:
Б.1
Б.2 ФИО и должность уполномоченных на проведение проверки лиц
Б.3 ФИО и должность лиц, привлеченных к контрольным мероприятиям: частных экспертов и представителей аккредитованных экспертных организаций с указанием реквизитов свидетельства об аккредитации и наименования органа по аккредитации, выдавшего свидетельство об аккредитации
Б.4 Номер функции в «Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций)»
В Информация о проверяемом лице:
В.1
В.2 Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) - для организации; (ОГРНИП) - для индивидуального предпринимателя; ИНН - для всех
В.3 Адрес юридический и нахождения каждого объекта защиты: арендованного или находящегося в собственности (основного офиса, филиалов, автономных структурных подразделений, представительств) - для компании; адрес фактического места ведения бизнеса - для ИП (место жительства индивидуального предпринимателя не указывается в соответствии с Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ)
В.4 Адреса опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов использования атомной энергии (для специальных проверок данных объектов)
Г Информация об уведомлении проверяемого лица о проведении проверки с указанием даты и способа уведомления в случаях, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 9 (для плановых проверок) и частями 8, 13, 16–18 статьи 10 (для внеплановых проверок) Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ

Далее, заверенная печатью и росписью руководителя ГПН или его заместителем копия распоряжения (приказа) о проведении выездной плановой проверки не позднее чем в течение 3-х рабочих дней до начала проведения контрольных мероприятий направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом проверяемым лицам.

Согласно статье 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Иными словами, лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за 3 рабочих дня до ее начала - об этом также свидетельствует правоприменительная судебная практика.

Если выездная пожарная проверка проводится в отношении участников СРО, то на адрес саморегулируемой организации также должно быть выслано уведомление, чтобы ее уполномоченный представитель смог присутствовать в процессе контрольных мероприятий. Если же члены СРО, в отношении которых проводилась проверка, допустили нарушения обязательных и муниципальных требований, должностные лица органа ГПН обязаны уведомить об этом саморегулируемую организацию. Кроме того, плановая проверка членов СРО (ИП или компаний) проводится выборочно, то есть в отношении не более чем 10% от общего числа участников саморегулируемой организации, но не менее чем 2-х членов СРО в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок.

Алгоритм проведения плановой проверки следующий. Выездная проверка проводится согласно предмету мероприятия, указанному в распоряжении, в присутствии предпринимателя или уполномоченного лица компании. Если нарушений обязательных и муниципальных требований пожарной безопасности не выявлено, в 2-х экземплярах составляется акт по результатам проведенной проверки. Он подписывается должностным лицом (лицами) ГПН. После этого производится запись в журнале учета проверок (при его наличии) проверяемого лица, происходит ознакомление правообладателя (арендатора) объекта защиты или уполномоченного на это лица с актом под роспись. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается под роспись проверяемому лицу на месте, направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или, при наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт. Если электронный документ с актом выслан способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, акт считается полученным проверяемым лицом.

Если же в процессе проверки возникла необходимость в проведении исследований (испытаний, экспертизы), то они являются дополнительным промежуточным этапом контрольного мероприятия. В случае установления достаточных данных, свидетельствующих о наличии события правонарушения, в зависимости от ситуации определяется один из вариантов:

  1. Возбуждается дело об административном нарушении;
  2. Информация направляется в иные компетентные органы государственного надзора об обнаружении правонарушений, по которым в соответствии с КоАП РФ органы ГПН не имеют право возбуждать производство.

В первом варианте: при внеплановой проверке, если имеют место только те нарушения, которые уже были зафиксированы и предписаны к устранению при ранее проведенной плановой проверке, составляется акт, в остальных случаях:

  • оформляется предупреждение на месте совершения правонарушения;
  • выносится определение о возбуждении дела и проведении расследования;
  • составляется протокол о применении меры обеспечения административного делопроизводства;
  • составляется протокол об административном правонарушении.

Во втором варианте выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований и/или о проведении мероприятий другими надзорными органами, например, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, и составляется акт по результатам проведенной проверки.

Акт проверки органом ГПН юридического лица или ИП, примерная типовая форма которого утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141, содержит информацию, приведенную в таблице 2.

Таблица 2. Перечень сведений, содержащихся в акте пожарной проверки

Состав информации акта проверки органом ГПН
А Информация о пожарной проверке:
А.2 Номер распоряжения (приказа) руководителя органа ГПН (его заместителя) и дата
Б Информация об органе ГПН:
Б.1 Полное наименование надзорного органа
Д Информация о результатах пожарной проверки:
Д.1 Дата, время и место составления акта проверки
Д.2 Дата, время, продолжительность и адрес проведения надзорных мероприятий
Д.3 Наименование - для организации; ФИО - для ИП
Д.4 ФИО и должность уполномоченного лица, проводившего проверку
Д.5 ФИО и должность руководителя, другого должностного лица организации, уполномоченного представителя юрлица или ИП, присутствовавших при проведении проверки
Д.6 Данные об ознакомлении с актом проверки или отказе от него, о наличии подписей в акте или об отказе от совершения подписи, о внесении в журнал учета проверок (при его наличии) записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи
Д.7 Данные об отсутствии или наличии нарушений обязательных и муниципальных правовых требований с приведением конкретных положений правовых актов: характер нарушений и лица, их допустившие
Д.8 Данные о соответствии или несоответствии обязательным требованиям информации, указанной в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности
Д.9 Причины невозможности осуществления контрольных мероприятий (если они не были проведены)

Как организации, так и ИП не обязаны, но имеют право вести журнал проверок, его типовая форма утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141. В журнал должностными лицами органов ГПН заносится запись о проведенных контрольных мероприятиях, в которой указывается полное наименование надзорного органа и ФИО пожарного инспектора, дата и время, правовые основания, цели, задачи и предмет проверки, а также выявленные правонарушения и выданные предписания. Журнал проверок прошивается, его страницы нумеруются и удостоверяются печатью организации или ИП. Если данный журнал не заведен, об этом указывается в акте проверок.

Если у ИП или компании имеются разногласия и возражения в отношении указанных в акте фактов, выводов, предложений и вынесенных предписаний, Федеральный закон о защите прав предпринимателей дает 15 рабочих дней с момента получения акта на обжалование в письменной форме его положений.

Согласно приказу МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375, юридическое или физическое лицо, в отношении которого подготовлены документы в ходе или по результатам пожарной проверки могут обжаловать в досудебном порядке решение или действие (бездействие) органа ГПН. Для этого необходимо направить жалобу на имя того руководителя ГПН, который выдал распоряжение о проведении проверки или на имя руководителя вышестоящего органа ГПН в отношении любых нижестоящих должностных лиц. Жалоба должна быть зарегистрирована в течение 3-х дней и рассмотрена в течение 15 рабочих дней. После этого орган ГПН признает обжалуемое решение (действие/бездействие) должностного лица правомерным либо неправомерным и определяет меры, направленные на устранение допущенных нарушений, восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов проверяемых лиц. Подать жалобу можно как на составленный акт проверки, так и на невозможность исполнения предписания органа пожарного надзора в установленный срок. При этом важно, чтобы любое заявление или возражение было составлено юридически грамотно и обоснованно.

Совет
В зависимости от специфики бизнеса и назначения объекта защиты, конкретные обязательные условия обеспечения пожарной безопасности могут отличаться для различных ИП и юридических лиц. Рекомендуем вам обратиться к квалифицированным юристам, работающим в сфере ПБ. Это позволит избежать неприятных сюрпризов во время проведения плановой проверки и не допустить процедуры выездной внеплановой проверки. В любом случае, юридическая подготовка поможет обнаружить риски, но не предотвратить их.

Обязанности, ограничение полномочий и ответственность пожарного инспектора при проверке

Должностное лицо органа ГПН при проведении надзорных мероприятий обязано:

  1. Предъявить служебное удостоверение.
  2. Ознакомить предпринимателя или уполномоченного лица компании с распоряжением или приказом руководителя органа ГПН (его заместителя) о назначении выездной проверки, а также:
      с целями, задачами, предметом и правовыми основаниями проведения выездной проверки;
    • с перечнем административных регламентов контроля, обязательных и муниципальных требований, документов, необходимых для достижения целей и задач проведения пожарной проверки;
    • с видами и объемом контрольных мероприятий;
    • со сроками и условиями их проведения;
    • с составом независимых экспертов и представителей экспертных организаций, услуги и понесенные расходы которых оплачиваются в порядке и размерах, установленных постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2012 г. № 1311;
    • с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, с указанием их ФИО и должностей;
    • с документами и/или информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
  3. Вручить под роспись предпринимателю или уполномоченному лицу компании заверенную печатью и росписью копию распоряжения или приказа руководителя органа ГПН (его заместителя) о назначении выездной проверки.
  4. Предоставить копии заявления о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности предпринимателя, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141 (в случае внеплановой выездной проверки).
  5. Разъяснить суть содержания статьи 26.1 Федерального закона о защите прав предпринимателей до начала проведения контрольных мероприятий.
  6. Проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей.
  7. Проводить проверку только в установленные сроки.
  8. Проводить проверку только в присутствии предпринимателя или уполномоченного лица компании, не допускать необоснованное ограничение его прав и законных интересов.
  9. Проводить исследования (испытания, измерения) только с оформлением протоколов об отборе образцов продукции или проб обследования объектов по установленной форме, если последние необходимы для исследования.
  10. Предоставлять разъяснения, другую информацию и документы относительно предмета проводимой пожарной проверки.
  11. Исключить требование от предпринимателя или уполномоченного лица компании документы и информацию, не относящиеся к предмету проверки.
  12. Ознакомить с результатами проверки.
  13. Соотносить тяжесть выявленных нарушений, их потенциальную опасность для здоровья и жизни людей, животных и растений, окружающей среды, памятников архитектуры, истории и культуры, безопасности государства, для возникновения ЧС с определяемой мерой ответственности.
  14. Доказать аргументированность (обоснованность) принятого решения.
  15. Осуществить запись о проведенной проверке в журнале учета проверок, если таковой имеется у юрлица или ИП.

Грубые нарушения организации и проведения пожарной проверки влекут недействительность результатов надзорных мероприятий. К грубым нарушениям, в частности, статьей 20 Федерального закона о защите прав предпринимателей отнесены:

  • отсутствие правовых оснований для проведения плановой или внеплановой проверки;
  • не включение контрольных мероприятий в ежегодный план;
  • отсутствие согласования внеплановой проверки с органами прокуратуры;
  • отсутствие распоряжения (приказа) руководителя ГПН (его заместителя);
  • нарушение сроков уведомления о предстоящих надзорных мероприятиях;
  • нарушение установленных сроков и времени их проведения;
  • проведение плановой проверки в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года в отношении лиц, отнесенных положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства, кроме занятых в сфере образования, здравоохранения, электроэнергетики, энергосбережения и теплоснабжения, а также социальной сферы;
  • не разъяснение положений статьи 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, о чем сказано в ее 5-й части;
  • привлечение к пожарной проверке экспертов и экспертных организаций, не имеющих государственной аккредитации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2014 г. № 636;
  • привлечение к пожарной проверке экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым лицом;
  • требование документов или выполнения требований, не относящихся к предмету проверки и компетенции органа ГПН. Например, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) и Правила устройства электроустановок (ПУЭ) содержат требования технического характера, косвенно связанные с пожарной безопасностью, и их нарушения могут влиять на состояние ПБ, но при этом ответственность за них установлена статьей 9.11 КоАП РФ, а рассмотрение дел по ней отнесено статьей 23.30 КоАП РФ к компетенции органов государственного энергетического надзора (Письмо МЧС РФ от 2 июня 2011 г. № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП»);
  • требование выполнения положений нормативных правовых актов, потерявших свою актуальность или наоборот - еще не вступивших в силу, а значит, не соответствующих текущему законодательству Российской Федерации, или выполнения муниципальных правовых актов, которые не были опубликованы должным образом;
  • разглашение информации, полученной в ходе проверки и относящейся к коммерческой, служебной или государственной тайне кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ;
  • непредставление акта проверки, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141.

Ответственность должностных лиц органов ГПН за несоблюдение требований законодательства о государственном надзоре и муниципальном контроле определяется статьей 19.6.1. КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 тыс. руб., за повторное нарушение - от 5 до 10 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 6 до 12 мес. При этом о принятых мерах проверяемому лицу должно быть сообщено в письменной форме в течение 10 дней с момента их определения.

Чтобы не обороняться от пожарных инспекторов, а ждать их как дорогих гостей, нужно всего лишь соблюдать букву закона, безоговорочно соблюдая требования пожарной безопасности. В этом вопросе экспертную помощь способны оказать . Более 15 лет мы занимается обеспечением противопожарной защиты на объектах любой сложности, проводим пожарный аудит и оценку пожарных рисков, проектирование и монтаж автоматических систем сигнализации, пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

После пожара в Кемеровском торговом центре, унесшего десятки жизней, Генпрокуратура РФ поручила регионам провести массовые проверки всех торгово-развлекательных комплексов на предмет соблюдения противопожарных требований законодательства. Проверять состояние пожарной безопасности предприятий уполномочены органы специальной структуры МЧС – Госпожнадзора. Расскажем, как проводятся пожарные проверки, периодичность, предусмотренную для них, и чем регламентируются действия проверяющих.

План проверок МЧС-2018

Госпожнадзор ежегодно, ближе к концу года, составляет план проверок на будущий год, который согласовывается с региональной прокуратурой . Ознакомиться с проверочными планами можно на региональных сайтах МЧС – там они публикуются и находятся в свободном доступе. Полный сводный проверочный план публикуется на сайте Генпрокуратуры РФ, там же с помощью ]]> специального сервиса ]]> можно узнать, включено ли предприятие или ИП в план проверок на 2018 год.

Плановая пожарная проверка проводится с частотой, определяемой присвоенной объекту категорией риска. Критерии отнесения к соответствующей категории определены «Положением о федеральном Госпожнадзоре», утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 (в ред. от 29.06.2017).

В зависимости от присвоенной категории, план проверок МЧС предусматривает следующую периодичность:

  • раз в 3 года – категория высокого риска (учреждения образования, детские лагеря, медицинские стационары и социальные объекты с проживанием), но согласно постановления Правительства РФ от 23.11.2009 № 944, проверки в таких учреждениях могут проводится и чаще – раз в 2 года, или ежегодно;
  • раз в 4 года – категория значительного риска (опасные, технически сложные и уникальные объекты, объекты, важные для национальной безопасности, особо ценные объекты культурного наследия, книгохранилища, таможенные терминалы, федеральные архивы и т.п.);
  • раз в 7 лет – категория среднего риска (граничащие с лесами садово-огороднические и дачные объединения, объекты высотой от 15 до 28 м и свыше 28 м и т.д.);
  • раз в 10 лет – категория умеренного риска (объекты до 15 м высотой, определенные объекты до 28 м высотой, садово-огородные, дачные поселки и др.);
  • не включаются в план проверок МЧС вообще – объекты категории низкого риска (плоскостные автостоянки, навесы, временные постройки, киоски и т.д.).

Регламент проведения плановых проверок утвержден приказом МЧС РФ от 30.11.2016 № 644 (п.п. 52 – 65 приказа). Кроме того, любая проверка должна проводиться с соблюдением положений закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля».

Внеплановая пожарная проверка

Для внеплановых проверок действует тот же регламент, утв. приказом № 644 (п.п. 66 – 79). Согласно ему, проверка состояния противопожарной безопасности может проводиться вне утвержденного годового графика проверки МЧС на 2018 г., если:

  • вводится в эксплуатацию новое здание,
  • помещение прошло реконструкцию, капремонт или техническое перевооружение,
  • изменился класс функциональной пожароопасности объекта,
  • истек срок ранее выданного Госпожнадзором предписания об устранении нарушений,
  • на территории действует особый противопожарный режим,
  • поступили сведения (от граждан, организаций, из СМИ и т.п.) об имеющихся нарушениях пожарной безопасности на объекте,
  • имеется поручение от Президента, Правительства РФ или требование прокурора о проведении проверки.

О предстоящей проверке проверяемое лицо уведомляется не менее, чем за сутки до ее начала.

Что проверяет Пожарный надзор

В ходе проверок проверяется соблюдение требований пожарной безопасности на следующих объектах:

  • помещения, строения, здания, наружные установки, сооружения,
  • территория, которую использует предприятие в ходе своей деятельности, а также при хранении, транспортировке, утилизации опасных веществ, материалов,
  • участки леса, подземные и другие объекты.

Основные моменты, которым уделяют внимание проверяющие – это выполнение требований пожарной безопасности, предъявляемых к объекту. Запрашивается документация о проведении инструктажей и обучению персонала, приказы об обеспечении пожарной безопасности и назначении ответственных за это лиц , планы эвакуации, журналы учета и прочие документы, связанные с организацией противопожарной безопасности . Также проверяются лицензии, сертификаты и другие документы, необходимые для профильной деятельности предприятия. Проверяется соответствие фактической деятельности, тому, что указано в уставных документах, изучаются договоры аренды, техдокументация, связанная с энергоснабжением объекта, системами противопожарной защиты, средства пожаротушения и их состояние и т.д.

При проведении пожарных проверок действия инспекторов включают:

  • предъявление распоряжения о проведении проверки,
  • ознакомление с документами и их анализ,
  • осмотр объектов,
  • возможно проведение экспертиз,
  • вывод о соответствии/несоответствии проверяемого объекта требованиям пожарной безопасности, о выполнении ранее вынесенных предписаний.

С 01.10.2017 г. Госпожнадзор применяет при проверках предприятий общепита и торговли, а также многоквартирных жилых домов, проверочные листы , представляющие собой перечень определенных вопросов. Ответы на них позволяют сделать вывод о соблюдении/несоблюдении требований пожарной безопасности на объекте. Начиная с 01.07.2018 г., проверочные листы будут применяться при проверках любых предприятий и ИП (постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774). Заполненный проверочный лист прилагается к акту проверки.

Формы проверочных листов можно найти на ]]> сайте МЧС ]]> и использовать для самопроверки предприятиями и ИП.

Пожарная проверка 2018 – сроки проведения

Длительность проверки Госпожнадзора не должна превышать 20 рабочих дней, а в исключительных случаях (например, для проведения длительной экспертизы) она может продлеваться еще на 20 дней. При этом все плановые проверки малых предприятий, в том числе запланированная проверка МЧС на 2018 год, не должны идти более 50 часов, а микропредприятий – более 15 часов в год, с возможностью продления на 50 и 15 часов соответственно (ст. 13 закона № 294-ФЗ).

Стоит отметить, что сама процедура пожарной проверки - это лишь одна из административных процедур, выполняемых органам Государственного пожарного надзора (ГПН) и их должностными лицами. Так, в соответствии с Административным регламентом МЧС России, регулирующим порядок надзора за выполнением требований пожарной безопасности, при осуществлении надзора кроме проверок предусмотрено проведение таких административных процедур как:

    обследование объекта защиты, по результатам которого составляются акт обследования и заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности и его регистрации в журнале учета заключений о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

    оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам;

    проведение консультаций по исполнению государственной функции.

В настоящей статье будут рассмотрены основания для проведения проверок МЧС России , как плановых, так и внеплановых. Но прежде чем перейти к рассмотрению их особенностей, важно отметить, что проверка пожарной безопасности органами ГПН может проводиться только в отношении объектов, которые сданы в эксплуатацию. Органы ГПН не вправе проверять объекты на стадии строительства, капитального ремонта или реконструкции.

Плановая проверка пожарной безопасности

Проверка проводится на основании распоряжения органа ГПН о проведении плановой проверки объекта защиты. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения плановой проверки , является наступление периода времени календарного года (месяца), указанного в ежегодном плане проверок, в течение которого соответствующему органу ГПН необходимо провести проверку объекта защиты.

Постановлением Правительства № 944 от 23 ноября 2009 г., для объектов, в которых занимаются оказанием амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, равно как и для объектов, в которых оказывают стационарную и санаторно-курортную медицинскую помощь, установлена предельная периодичность проведения плановых проверок органами ГПН не чаще 1 раза в 2 года .

Опыт показывает, что настоящее время в связи со существенным снижением количества проверок, проводимых у коммерческих организаций (преимущественно у малых и вновь создаваемых предприятий), общее количество проверок сокращается незначительно. При отсутствии возможности проводить проверки у большого числа коммерческих организаций, должностные лица органов ГПН «по максимуму» включают в планы проверок некоммерческие организации (школы, больницы, детские сады и пр.), то есть проверки на таких объектах проводятся настолько часто, насколько допускает закон. Таким образом, с высокой долей вероятности можно утверждать, что плановые пожарный проверки в организациях, оказывающих стационарную, амбулаторно-поликлиническую и санаторно-курортную медицинскую помощь будут проводиться каждые два года.

Вместе с тем, законодательством предусмотрено условие, при соблюдении которого медицинская организация не может быть включена в ежегодный план проверок. Это условие - наличие заключения о независимой оценке пожарного риска с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Такие заключения выдаются независимыми экспертными организациями, аккредитованными в МЧС России. Если такое заключение будет зарегистрировано в МЧС до утверждения плана проверки, то медицинская организация, на которую это заключение выдано, в план проверок на следующий год не включается и плановые проверки МЧС России в ней не проводятся в течение 2 лет с даты регистрации заключения.

Важно также отметить, что плановая проверка проводится только в форме выездной проверки по месту нахождения объекта защиты.

О проведении плановой пожарной проверки уполномоченные должностные лица объекта защиты, в отношении которого проводится проверка пожарной безопасности , уведомляются органом ГПН не позднее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Распоряжение о проведении проверки пожарной безопасности подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа ГПН. При проведении проверки комиссией в распоряжении о проведении проверки первым указывается должностное лицо органа ГПН, возглавляющее комиссию. Изданное распоряжение о проведении проверки регистрируется в журнале органа ГПН по учету проверок. Копии распоряжения о проведении проверки, представляемые или направляемые уполномоченному лицу объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, заверяются печатью издавшего его органа ГПН.

Пожарная проверка должна проводиться только тем должностным лицом органа ГПН, которое указано в распоряжении о проведении проверки.

Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки одновременно с предъявлением служебного удостоверения вручается под роспись должностным лицом органа ГПН, проводящим проверку, уполномоченному лицу объекта защиты, в отношении которого проводится проверка.

По требованию участвующих в проверке лиц должностное лицо органа ГПН обязано представить информацию об органе ГПН, должностными лицами которого проводится проверка, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

Внеплановая пожарная проверка

Рассмотрим, в каких случаях ГПН может провести внеплановую пожарную проверку .

Основания для проведения внеплановой проверки :

  • Во-первых, органы ГПН вправе провести внеплановую проверку пожарной безопасности в случае истечения срока исполнения организацией ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения.
  • Во-вторых, внеплановая проверка может проводиться при поступлении в орган ГПН сведений от проверяемой организации о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;
  • В-третьих, основанием для проведения внеплановой пожарной проверки является поступление обращений от граждан, организаций или поступление информации от органов власти, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара. Поскольку любые нарушения требований пожарной безопасности создают указанную угрозу, то поводом для внеплановой проверки по этому основанию может быть жалоба о любом нарушении в данной области.
  • В-четвертых, внеплановая пожарная проверка может быть проведена на основании поручения Президента РФ или Правительства РФ. Такие поручения как правило издаются после резонансных пожаров с гибелью людей, при этом проверкам подлежат все здания и сооружения определённой отрасли.
  • В-пятых, внеплановая проверка МЧС может быть инициирована на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. В этом случае должностное лицо органа ГПН участвует в проводимой органом прокуратуры проверке в качестве специалиста, дает пояснения и представляет информацию в рамках своей компетенции. При этом орган ГПН имеет право получать для ознакомления документы, касающиеся предмета проверки, только через орган прокуратуры, организовавший проверку. Кроме того, возбуждение должностным лицом органа ГПН дел об административных правонарушениях, подготовка и выдача предписаний об устранении нарушений по результатам участия должностного лица органа ГПН в проверке в рамках прокурорского надзора не производится.
  • И в-шестых, при наличии акта о невозможности проведения внеплановой проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

О проведении внеплановой проверки организации, в отношении которых проводится проверка, уведомляются органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.