Презентация ко дню победы презентация к уроку на тему. Презентация ко дню победы презентация к уроку на тему Скачать презентацию ко дню победы

Война- жесточе нету слова Война – печальней нету слова Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет И на устах у нас иного Еще не может быть и нет

  • Война- жесточе нету слова Война – печальней нету слова Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет И на устах у нас иного Еще не может быть и нет
  • (А. Т. Твардовский)
«Вставай страна огромная…»
  • Тот самый длинный день в году
  • С его безоблачной погодой
  • Нам выдал общую беду
  • На всех, на все четыре года.
  • Она такой вдавила след
  • И столько наземь положила,
  • Что двадцать лет и тридцать лет
  • Живым не верится что живы…
  • (К. Симонов)
1941-1945
  • дней и ночей
  • 30 миллионов жизней
22 июня 1941 года
  • 22 июня 1941 года
  • германские войска без предупреждения пересекли границу с СССР и вторглись на русскую землю.
  • Так началась Великая Отечественная война.
Смертельная угроза нависла над нашей Родиной. Все, кто мог воевать, пошли на фронт.
  • Смертельная угроза нависла над нашей Родиной. Все, кто мог воевать, пошли на фронт.
  • Остальные помогали армии в тылу, обеспечивая её продовольствием, снаряжением и боеприпасами.
Великую Отечественную Войну развязали германские фашисты под руководством Адольфа Гитлера. В эту войну втянулись государства Европы, некоторые государства Азии, Африки, Америки.
  • Великую Отечественную Войну развязали германские фашисты под руководством Адольфа Гитлера. В эту войну втянулись государства Европы, некоторые государства Азии, Африки, Америки.
Осенью 1941 года фашисты подошли к Москве. В битве под Москвой гитлеровская армия впервые потерпела поражение..
  • Осенью 1941 года фашисты подошли к Москве. В битве под Москвой гитлеровская армия впервые потерпела поражение..
  • Так воевали солдаты – Дети Великой Страны,
  • Подвиги воинов святы
  • Этой священной войны.
Оказался во вражеском кольце и Ленинград (Санкт-Петербург).
  • Оказался во вражеском кольце и Ленинград (Санкт-Петербург).
  • 900 дней длилась осада. Ленинградцы героически отстояли свой город. Здесь погибли более миллиона жителей и защитников, но врагу не удалось войти в город.
Осенью 1942 года началось величайшее сражение под Сталинградом. Около двух месяцев продолжалась героическая оборона города. Каждый его дом стал неприступной крепостью для гитлеровцев.
  • Осенью 1942 года началось величайшее сражение под Сталинградом. Около двух месяцев продолжалась героическая оборона города. Каждый его дом стал неприступной крепостью для гитлеровцев.
Много еще сражений произошло на просторах нашей Родины. Только в 1944 году удалось изгнать захватчиков с нашей земли. Но война на этом не закончилась. Необходимо было завершить разгром фашистской Германии и её союзников – Италии и Японии.
  • Много еще сражений произошло на просторах нашей Родины. Только в 1944 году удалось изгнать захватчиков с нашей земли. Но война на этом не закончилась. Необходимо было завершить разгром фашистской Германии и её союзников – Италии и Японии.
  • Теперь у всех нас путь один.
  • И не стыдимся мы признаться,
  • Мечта у нас – войти в Берлин
  • И на Рейхстаге расписаться
  • На Берлин
В мае 1945 года после ожесточенных сражений наши войска взяли штурмом столицу фашистской Германии и водрузили флаг своего отечества над рейхстагом в центре Берлина. 8 мая 1945 года сдавшиеся фашистские генералы признали полное поражение Германии в войне, а 9 мая вся наша страна с ликованием отметила День Победы. С тех пор ежегодно 9 мая над столицей России и городами – героями расцвечивает небо праздничный салют в честь великой победы над фашизмом. Огонь вечной памяти горит не угасая во многих городах России. В каждом городе и селе России стоят памятники погибшим. В День Победы 9 мая мы вспоминаем с благодарностью всех павших и выстоявших в Великой Отечественной войне. Минутой молчания мы чтим всех, кто отстоял независимость нашего Отечества.
  • Помните! Через века, через года,- помните!
  • О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
  • Не плачьте!
  • В горле сдержите стоны, горькие стоны.
  • Памяти павших будьте достойны!
  • Вечно достойны!
  • Р. Рождественский
Сегодня 9 мая, Сегодня Победы день! На площадях больших городов И маленьких деревень Мы чествуем ветеранов, Спасибо им говорим За то, что живем сегодня Мы так благодарны им! Так живите подольше На радость детей и внуков, Пусть будет ваш подвиг военный Для жизни мирной наукой!
  • Сегодня 9 мая, Сегодня Победы день! На площадях больших городов И маленьких деревень Мы чествуем ветеранов, Спасибо им говорим За то, что живем сегодня Мы так благодарны им! Так живите подольше На радость детей и внуков, Пусть будет ваш подвиг военный Для жизни мирной наукой!
  • Пусть пулеметы не строчат, И пушки грозные молчат, Пусть в небе не клубится дым, Пусть небо будет голубым, Пусть бомбовозы по нему Не прилетают ни к кому, Не гибнут люди, города... Мир нужен на земле всегда!
  • (Н. Найденова)
  • Материалы, использованные в презентации:
  • Журнал «Начальная школа», № 3 – 2000г, с. 92 – 97.
  • Великая отечественная война, 1941–1945: Словарь-справочник/Н.Г. Андроников
  • Хроника военных лет (источник видео хостинг YouTube)
  • Фотографии военных лет, взятые из интернета
  • Фотографии Залогиной И.Я.
  • Ссылки:
  • http://www.otvoyna.ru/voina.htm
  • Текст песни «День Победы» - http://www.romance.ru/cgi-bin/index.cgi?page=95&item=93
  • Текст песни «Священная война» - http://www.karaoke.ru/song/8183.htm
  • Стихи - http://zanimatika.narod.ru/Narabotki16_1.htm
  • http://doshvozrast.ru/roditeli/roditelistihi02.htm

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Подготовила воспитатель: Жбанова Л.А 2015 «Поклонимся великим тем годам!»

Счастье Родины- мир и свобода, Нерушимы они как гранит. Майский день сорок пятого года Наша память надежно хранит!

Жизнь людей до войны. Ничто не предвещало беды.

Но внезапно мирную жизнь разрушили взрывы

Горе и страх обрушились на людей: детей, женщин, стариков.

Миллионы мужчин отправились на защиту своей Родины!

Они доблестно сражались и отдавали свои жизни за то, чтобы мы жили в мире

Памятник солдата спасшего немецкую девочку Это было в мае на рассвете, Нарастал у стен рейхстага бой. Девочку немецкую заметил Наш солдат на пыльной мостовой. У столба, дрожа, она стояла, В голубых глазах застыл испуг, А куски свистящего металла Смерть и муку сеяли вокруг… Тут он вспомнил, как, прощаясь летом, Он свою дочурку целовал, Может быть, отец девчонки этой Дочь его родную расстрелял… Но сейчас, в Берлине, под обстрелом, Полз боец и, телом заслоня, Девочку в коротком платье белом Осторожно вынес из огня.

Было трудно, но Советские войска разгромили вражеские силы Германии, установив знамя победы над Рейхстагом!

Война закончилась!!! Радость, смех и слезы…

Очень ДОРОГОЙ ценой досталась им победа! Огромное СПАСИБО и низкий Вам поклон, дорогие ветераны!

За героизм и подвиги на войне, солдаты награждались орденами и медалями. Медаль за отвагу Медаль за боевые заслуги

Орден красной звезды Орден Победы

Георгиевская лента- символ Д ня Победы Георгиевская ленточка- биколор (двуцвет) Оранжевый и черный цвета. Черный цвет означает- дым, Оранжевый- пламя.

Мы помним о подвигах наших воинов Мамаев Курган в Волгограде Монумент- «Родина- мать зовет» Памятник воинам Советской А рмии павшим в боях с фашизмом.

Монумент- «Защитники Москвы» Поклонная гора в Москве

Вечный огонь на могиле неизвестного солдата 8 мая 1967 года на могиле неизвестного солдата вспыхнул вечный огонь.

Праздничный салют в мае 1945 года

Праздничный салют наших дней.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Мы знаем, что формирование нравственно-эстетических представлений, гуманистических идеалов, гражданской позиции является наиболее важной целью уроков литературы (и не только) в школе. Достижение этой цели осуществляется во многих направлениях: при анализе художественных произведений, обсуждении тем, касающихся основных нравственных категорий (любовь, добро, зло, гуманизм). Гуманистической направленности личности, развитию гражданского самосознания школьников помогает и привлечение материалов, связанных с отечественной историей.

Учащиеся приходят подготовленные, накануне они получают домашнее задание по выбору :

  1. выучить и выразительно прочитать стихотворение, посвященное Великой Отечественной войне;
  2. подготовить фотографии из семейного архива, вспомнить рассказы ветеранов – членов семьи, близких людей – о Великой Отечественной войне;
  3. создать иллюстрацию на тему Великой Отечественной войны;
  4. подготовить интересные факты о Великой Отечественной войне. Опыт проведения подобного урока в 5-х классах доказывает, что дети не остаются равнодушными к увиденному и услышанному. Они сами вовлечены в процесс работы над темой, эмоционально и интеллектуально заинтересованы в ходе урока. Некоторые не могут сдержать слёз, вспоминая своих родных и их рассказы о войне. Таким образом, с помощью различных технологий (компьютерных, диалоговых) достигается оптимально высокое качество урока.

Структура урока может быть следующей:

Ход урока

Цели

  • Выявление основных мотивов и образов, свойственных военной лирике, произведениям о Великой Отечественной войне (мотивы безграничной, жертвенной любви к Родине, тоски по родным и мирной жизни и др.).
  • Формирование умения выразительного чтения, чтения наизусть; самостоятельной работы с различными источниками информации (информационные ресурсы, учебники, иллюстрации); формирование навыков лексической работы (понятия война – мир, родное – чужое, гуманизм, гражданская позиция и др.).
  • Формирование духовно-нравственных представлений в ходе анализа произведений, раскрывающих тему трагического существования человека в военных условиях.

1. Вступительное слово учителя.

2. Просмотр презентации.

Попутный интерпретационный диалог (обеспечивается домашней подготовкой обучающихся к уроку; кроме того, дети используют личный опыт и знания о Великой Отечественной войне, полученные в ходе программного изучения литературы (например, программа по литературеГ.С. Меркина предусматривает изучение творчества писателей, побывавших на фронте, – А.П. Платонова, Е.И. Носова) и русского языка (работа с дидактическим материалом также проводится в соответствии с концепцией духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения).

Слайд 1 . Сегодня, в преддверии праздника, посвященного Великому Дню, Дню Победы, хотелось бы ещё раз поговорить о тех людях, которые отдали свою жизнь за то, чтобы Страна наша – с её самобытностью и великим историческим, культурным прошлым и настоящим – процветала, за то, чтобы и вы имели возможность жить и строить будущее России, оставаясь ее верными Гражданами.

Включается песня, служащая звуковым фоном во время демонстрации слайдов 2 – 10, – «Священная война» (музыка Александрова А., слова Лебедева-Кумача В.). Песня объединяет людей. Гимн Великой Отечественной войны, который вы сейчас слышите, стал воплощением помыслов всего Великого Народа и каждого – независимо от национальности – привёл к Великому Дню Победы. (А Вы знаете, как и сейчас Российская Федерация – многонациональное государство, так и Советский союз объединял в себе множество народов и народностей.)

Слайд 2. Война – это страшное слово. Часто мы ведем внутреннюю борьбу, всем нам знакомо ежедневное противоборство различных желаний, чувств, мнений и т.д. Но когда борьба навязана, когда появляется внешний враг и в военные действия втянуты все без исключения, независимо от воли и желания – вот что самое ужасное!

Перед вами люди, которые, вероятно, слушают военную сводку, быть может, даже впервые для них звучат слова о начавшемся наступлении фашистских войск, сопровождаемом налётами немецких бомбардировщиков…

Слайд 3. С первого дня Великой Отечественной войны героизм простого советского солдата стал образцом для подражания. То, что в литературе часто называется «стоять на смерть», было сполна продемонстрировано уже в боях за Брестскую крепость. Хваленые солдаты вермахта, за 40 дней покорившие Францию и заставившие Англию трусливо жаться на своем острове, столкнулись с таким сопротивлением, что просто не могли поверить, что против них сражаются простые люди.

Слайд 4. С приходом войны произошло множество метаморфоз. Яркий пример изменения отношения внутри общества – знаменитое обращение И.В. Сталина. Оно прозвучало 3-го июля 1941 года и содержало в себе слова «Братья и Сестры». Больше не было отдельно взятых граждан, высоких чинов и «товарищей», но была огромная семья, состоящая из всех народов и национальностей страны. Семья требовала спасения, требовала поддержки.

Слайд 5. А на восточном фронте продолжались бои. Немецкие генералы впервые столкнулись с аномалией, по-иному это и не назовешь. Лучшие умы гитлеровского генерального штаба разрабатывали план молниеносной войны. Молниеносной – потому что основная идея её заключалась в быстрых прорывах танковых соединений с последующим окружением крупных частей противника. Но этот план больше не работал. Попадая в окружение, советские части с боями прорывались, а не складывали оружие.

Слайд 6. В серьезной степени героизм солдат и командиров сорвал планы немецкого наступления, затормозил продвижение вражеских частей и стал переломным моментом войны. Именно тогда, летом 1941-го года, в самом начале войны, были полностью сорваны планы наступления немецкой армии. Потом были Сталинград, Курск, Московская битва, но все они стали возможны благодаря беспримерному мужеству простого советского солдата, который ценой собственной жизни останавливал немецких захватчиков.

Слайд 7. По мнению историков, в руководстве советскими военными действиями были и недостатки, командование Красной армии не было готово к широким военным действиям. Доктрина СССР предполагала победоносную войну на территории врага, но не на собственной земле. И в техническом отношении советские войска серьезно уступали немцам. Вот и шли в кавалерийские атаки на танки, вступали в воздушный бой и сбивали немецких ассов на старых самолетах, горели в танках – и с болью отступали, не отдавая ни клочка без боя.

Слайд 8. Перед вами до боли страшные картины войны. Может быть, вестью о гибели молодых войнов станет такая же похоронка – скудная, обезличенная справка о месте и обстоятельствах смерти. А может быть, родные никогда не узнают, где случилось несчастье, где осталось лежать их любимое чадо?

Слайд 9. Война не уходит бесследно, она в памяти людей, последствия ее – раны душевные и телесные – напоминают о страшных годах и по сей день. Мы с вами – уникальное поколение. Мы имеем возможность поговорить с ветеранами, пожать руку тому, кто был защитником нашего Отечества, страдал и за наше благополучие, за наше будущее. Но эти люди уходят…

Слайд 10. И ваши дети будут читать о Великой Отечественной войне в книгах, в учебниках, уже не имея возможности увидеть тех, кто выполнил свой Великий воинский долг, воочию… Уважайте свое время, уважайте свою историю! Тогда меньше будет войн и злодеяний. Если знаешь о бедствиях войны, воспринимаешь её не как абстракцию, а как реальное зло, то необычайно ценишь жизнь и свободу самому выбирать свой путь…

Слайд 11. П еред вами строки стихотворения Расула Гамзатова, впоследствии ставшие песней: «Мне кажется порою, что солдаты,/ С кровавых не пришедшие полей,/ Не в землю эту полегли когда-то,/ А превратились в белых журавлей…». Давайте же под звуки этой проникновенной песни посмотрим несколько кадров, иллюстрирующих ужасы войны, помолчим и подумаем… (Просмотр слайдов 12 – 21.)

Слайд 22. Вы знаете, мы, россияне, стараемся бережно хранить память о самом трагическом времени в истории нашего Отечества. На территории нашей страны существует множество памятников и мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. Перед вами один из них – Мамаев Курган, место поклонения подвигу героических защитников Отечества. 140 дней и ночей здесь шли кровопролитные бои, невиданные в истории по своему упорству и жестокости. По воле народа на историческом месте тяжелейших боев был воздвигнут мемориальный комплекс, над созданием которого работал большой творческий коллектив под руководством народного художника Советского Союза, скульптора Вучетича Е.В.

3. Анализ просмотренной презентации, выявление впечатлений учащихся.

4. Проверка домашнего задания.

5. Лексическая работа

(война – мир, родное – чужое, добро – зло, гуманизм, гражданская позиция, толерантность, духовность).

6. Итоги урока.

7. Домашнее задание.

Следует подчеркнуть, что подобный урок – это звено в планомерной, регулярной работе в рамках концепции модернизации современного российского образования, раскрывающей важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Информационные источники, использованные в работе:



  • Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех, на все четыре года.

Константин Симонов








  • Оборона Москвы.
  • Среди крупнейших событий второй мировой войны великая битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице, хваленая гитлеровская армия, в течение 2-х лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение. В сражениях под Москвой был окончательно похоронен гитлеровский план «блицкрига», перед всем миром была развенчана фальшивая легенда о непобедимости «гитлеровской» армии. Историческая победа Советской Армии на полях Подмосковья показала всему миру, что существует сила, способная не только остановить, но и разгромить фашистского агрессора, избавив человечество от угрозы нацистского порабощения. Именно под Москвой занялась заря нашей будущей Победы над германским фашизмом.


Курская битва (битва на Курской дуге), длившаяся с 5 июля по 23 августа 1943 года, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны После Курской битвы соотношение сил на фронте резко изменилось в пользу Красной Армии, что обеспечило ей благоприятные условия для развертывания общего стратегического наступления


Блокада Ленинграда

БЕССМЕРТЕН ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДЦЕВ В ГРОЗНУЮ ПОРУ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. НИ ЖЕСТОКИЕ БОМБАРДИРОВКИ С ВОЗДУХА, НИ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ОБСТРЕЛ, НИ ПОСТОЯННАЯ УГРОЗА СМЕРТИ НЕ СЛОМИЛИ ЖЕЛЕЗНОЙ ВОЛИ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ДУХА ЛЕНИНГРАДЦЕВ.

ДЕВЯТИСОТДНЕВНАЯ ЗАЩИТА ОСАЖДЕННОГО ГОРОДА - ЭТО ЛЕГЕНДАРНАЯ ПОВЕСТЬ МУЖЕСТВА И ГЕРОЙСТВА, КОТОРАЯ ВЫЗВАЛА УДИВЛЕНИЕ И ВОСХИЩЕНИЕ СОВРЕМЕННИКОВ И НАВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ В ПАМЯТИ ГРЯДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ. ЛЕНИНГРАДЦЫ ДО КОНЦА ОСТАЛИСЬ ВЕРНЫМИ РОДИНЕ. ГОРОД-ГЕРОЙ - ВОТ ИМЯ, КОТОРОЕ БЛАГОДАРНО ПРИСВОИЛ








*** Этот День Победы порохом пропах,

Это праздник с сединою на висках.

Это радость со слезами на глазах.

День Победы! День Победы! День Победы!***


Пусть будет мир Н. Найденова

Пусть пулеметы не строчат, И пушки грозные молчат, Пусть в небе не клубится дым, Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему Не прилетают ни к кому, Не гибнут люди, города... Мир нужен на земле всегда!

Классный час, посвящённый дню Победы, для старшеклассников

Классный час «Памятник в стихах»

Савостьянова Светлана Анатольевна, преподаватель физики и математики ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
Описание материала. Предлагаю Вашему вниманию разработку классного часа посвящённого Дню Победы для 8-11 классов. Материал классного часа будет полезен классным руководителям, педагогам – организаторам.

Цель: содействие формированию у молодёжи чувства патриотизма как одной из основных ценностей российского народа.
Задачи:
- способствовать сохранению памяти о Великой Отечественной войне;
- расширять знания о героях родного края;
- воспитывать у молодёжи любовь к своей Родине, гордость за свою страну;
- вызвать интерес к личности и поэзии Юлии Друниной.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация.
Предварительная работа: разучивание стихотворений.

Ход классного часа

Учитель. 2015 год – это год, когда мы отмечаем 70 лет со дня Победы в великой Отечественной войне. День Победы – светлый праздник, он отмечается почти в каждой семье. И с каждым годом он становиться ценнее, так как всё меньше ветеранов, людей участвовавших в боях, тружеников тыла, реальных участников тех событий.
Впрочем, это было так давно,
Что как будто не было – и выдумано,
Может быть увидено в кино,
Может быть в романе вычитано…

Нет, всё это было! Бомбёжки, деревни в огне, окопы, голод, страх, концлагеря, надежда, вера в победу, предательство и героизм. И память об ужасах войны, о подвиге народа, мы должны сохранить. Что бы ни возникало желания переписать историю, чтобы осуждались марши эсэсовских ветеранов в Риге, не ставились памятники нацистам в Украине.
2015 год – назван в России годом Литературы. Мы сегодня с вами объединим эти важные события. Тема нашего классного часа «Памятник в стихах». Есть памятники из камня, к ним приносят цветы, устраивают митинги в праздничные дни. А есть памятники нерукотворные, которые «поставлены» словом и покуда слова живы, стихи читаются, живёт и память о людях и событиях, воспетых в стихах.
Что ж, дать в забвенье утонуть
Прошедших этот адский путь?
Тогда он снова повторится.
Листайте Прошлого страницы,
Переплавляя в Правду боль...
(Ю. Друнина)

В нашем городе есть медицинское училище имени Героя Советского Союза Зинаиды Самсоновой. Почему оно названо в её честь? Да, Зинаида Александровна Самсонова наша землячка, окончила медицинское училище, где училась на курсах медицинских сестёр, в августе 1942 года.

Ученица 1. Зинаида Самсонова родилась 14 октября 1924 года в деревне Бобково Егорьевского уезда Московской области в семье сельского кузнеца. В начале 30-х годов семья переехала в соседнюю деревню Колычёво. Здесь Зинаида окончила семилетнюю школу и работала затем санитаркой в доме инвалидов. В ряды Красной Армии Зинаида была призвана в октябре 1942 года.
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты -
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
(Ю.Друнина)
Зинаида Самсонова воевала на Сталинградском и Воронежском фронтах. Особо отличилась в битве за Днепр на Букринском плацдарме.
Девятнадцатилетняя Зина вызвалась добраться до правого берега с первым же взводом добровольцев. И вот по ночной реке двинулись превращённые в плоты понтоны.

«И среди этих героев, была невысокая светло-русая девушка с круглым русским лицом и серыми спокойными глазами. Она то перевязывала раненных, то хваталась за автомат, отбиваясь от наседавших фашистов. Когда кончились патроны, Зина сражалась гранатами, снятыми с убитых врагов. Под непрерывным миномётным и пулемётным огнём девушка вынесла с поля боя тридцать тяжелораненных бойцов и офицеров. Чтобы спасти жизни раненных, необходимо было спешно переправить их на левый берег. И Зинаида грузит раненных на понтон. Снова кипящий Днепр. А рядом – беспомощные люди, ищущие защиты у неё, молоденькой девушки…» (из очерка Юлии Друниной «Светлокосый солдат»)
За этот боевой подвиг Зинаида Самсонова была представлена к званию Героя Советского Союза, и 3 июня 1944 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета.
Учитель. Но Зинаида уже не узнала об этом…
Пока наградной лист проходил все инстанции, девушка спасала раненных бойцов, воевала, продвигалась с армией вперёд. Она погибла в бою за маленькую белорусскую деревню Холм, затерянную в чащах Полесья 27 января 1944 года от пули немецкого снайпера при попытке вынести раненного солдата с нейтральной полосы. Похоронена в братской могиле в посёлке Озаричи Калинковичского района Гомельской области в Белоруссии.

За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тыс. человек (часть – посмертно). В числе Героев Советского Союза военного времени 87 женщин. У нас в городе на аллее Славы фамилии 12 героев Советского Союза, среди них имя Зинаиды Самсоновой.

Почему же многие вспоминают её имя сразу наряду с Зоей Космодемьянской, Любовь Шевцовой, Маншук Маметовой?
В 1944 году Юлия Друнина написала стихотворение «Зинка», посвятив его памяти Зинаиды Самсоновой. Они были однополчанками.
(Стихотворение для публикации сокращено: представлены начальные строчки и последние).
Чтец 1
Зинка
Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
...................
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
...Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!

Письмо Зининой матери она так и не написала, не поднялась рука…
А вот память о своей подруге, однополчанке она сохранила и донесла до нас в стихах.
Они звучат каждый год, их читают новые люди, и связь поколений не прервётся. И таких памятников много, посвящённых известным и неизвестным солдатам войны, описывающих сражения и подвиг одного человека. Стихи как памятники…

У Юлии Друниной много стихов военной тематики. В каждом из них – сильные строчки, трогающие душу и сердце. Знаменитое четверостишие, написанное в 1943 году, как факт биографии:
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Ученица 2. Родилась Юлия Друнина 10 мая 1924 г. в учительской семье, вопреки уговорам родителей ушла на фронт в 1941-м прямо после 10-го класса. Она была санинструктором в пехоте и знала труд фронтовой медсестры не понаслышке.

Из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»:
«Не ходи, убьют, - не пускали меня бойцы, - видишь, уже светает». Не послушалась, поползла. Нашла раненого, тащила его восемь часов, привязав ремнём за руку. Приволокла живого. В 19 лет у меня была медаль «За отвагу». В 19 лет поседела. В 19 лет в последнем бою были прострелены оба лёгких... парализовало ноги... В 19 лет... У меня внучка сейчас такая. Смотрю на неё - и не верю. Дитё!».
Ученица 3. «...Немцы бьют, огня не прекращают. Совсем неожиданно для всех из траншеи выскакивает сначала одна девчонка, потом вторая, третья... Они стали перевязывать и оттаскивать раненых, даже немцы на какое- то время онемели от изумления... -награждали их скупо, в начале войны наградами не разбрасывались. Вытащить раненого надо было вместе с его личным оружием... Винтовку, автомат, пулемёт... За 15 тяжелораненых - медаль «За боевые заслуги», за спасение 25 человек - орден Красной Звезды... А я вам описал, что значило спасти в бою хотя бы одного... Из-под пуль...».

Ученица 4. «У нас было много прекрасных девушек, молодых женщин, которые работали в госпиталях, в санбатах, - вспоминала Ю. Друнина. - И многие бойцы до сих пор помнят их. Но самым тяжёлым трудом был всё-таки труд фронтовой медсестры, той, которая шла вместе с полком, которая ползла под огнём за ранеными. И в госпиталь или в санбат она попадала только тогда, когда сама оказывалась раненой... Подползёшь к истекающему кровью парню и уже забываешь про свою слабость. Хочется его как-то подбодрить, какие-то слова надежды сказать».
Чтец 2
Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна.
Ты должна.
Хоть вернёшься едва ли,
Хоть "Не смей!"
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трёх шагах от окопа
Горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притвориться
Пред собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадёжно
"Сестрица!"
Кто-то там,
Под обстрелом, кричит...
(Ю.Друнина «Ты должна!»)

Чтец 3
На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
- Я еще, ребята, не жила...

И бойцы вокруг нее толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать - это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть...

Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.

Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко -
В сорок первом он сейчас году.

Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
- Я еще, ребята, не жила...
(Ю.Друнина)
Учитель. Нам трудно представить и, наверное, тяжело понять, ту меру ужаса и страдания, которые выпали на наших бабушек и прабабушек, их почти не осталось в живых. Но строчки стихов передают их эмоции, помогают понять, какой страшной беде им пришлось заглянуть в глаза.
Юлия Друнина была награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Не каждый мужчина удостаивался такого признания заслуг. Дважды была ранена, после второго ранения в конце 1944 г. Юлию Друнину окончательно демобилизовали. Ей было 20 лет.

Даже в послевоенных её стихах звучит мелодия фронтовой юности.
Чтец 4
Два вечера
Мы стояли у Москвы-реки,
Теплый ветер платьем шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки
На меня ты странно посмотрел -
Так порою на чужих глядят.
Посмотрел и улыбнулся мне:
- Ну, какой же из тебя солдат?
Как была ты, право, на войне?
Неужель спала ты на снегу,
Автомат пристроив в головах?
Понимаешь, просто не могу
Я тебя представить в сапогах!..

Я же вечер вспомнила другой:
Минометы били, падал снег.
И сказал мне тихо дорогой,
На тебя похожий человек:
- Вот, лежим и мерзнем на снегу,
Будто и не жили в городах...
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках!..
Учитель. Памятник в стихах, не в камне…. Это живое послание человека человеку. Послание, которое, несмотря на разность эпох, никогда не потеряет своей силы и актуальности, не обветшает, его не снесут. Мы будем помнить и чтить.
Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
Я - связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих...
(Юлия Друнина)

Этими строчками я хочу завершить наш классный час, поблагодарить Вас за внимание и прошу почтить память павших минутой молчания.