История казачества урок. План-конспект урока по истории (6 класс) на тему: Конспект урока "Появление казачества на Дону"

Упражнение 6. Переключение внимания . Педагог подает команды:

· зрительное внимание - объект далеко (дверь),

КАЗАЧЕСТВО: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ИСТОРИЯ, РОЛЬ В ИСТОРИИ РОССИИ.

Казачество - этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Российское законодательство до 1917 рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в 20 веке казачьими историками-эмигрантами.

Происхождение казачества

Общественная организация, быт, культура, идеология, этнопсихический уклад, поведенческие стереотипы, фольклор казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников. Истоки происхождения казачества многие исследователи пытались обнаружить в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, черных клобуков, торков и др.) или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры. Другие историки, напротив, доказывали русскость казачества, делая упор на постоянность нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества. Оригинальная концепция была выдвинута историком-эмигрантом А. А. Гордеевым, считавшим, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды, поселенное татаро - монголами на будущих казачьих территориях. Долгое время доминировавшая официальная точка зрения, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости (а также взгляд на казачество как на особое сословие), были подвергнуты в 20 веке аргументированной критике. Но и теория автохтонного (местного) происхождения имеет слабую доказательную базу и не подтверждается серьезными источниками. Вопрос о происхождении казачества по-прежнему остается открытым.

Нет единодушия среди ученых и в вопросе о происхождении слова «казак» («козак» по-украински). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от самоназвания современных киргизов - кайсаки. Существовали и другие этимологические версии: от турецкого «каз» (т. е. гусь), от монгольского «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж). Большинство специалистов сходятся в том, что слово «казачество» пришло с востока и имеет тюркские корни. В русском языке это слово, впервые упомянутое в русских летописях 1444 года, первоначально означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств.

История казачества

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775), а служилое - «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью - дуваном.

Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. С момента выхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника. Москва и Казачьи Войска являлись союзниками. Русское государство выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Кроме того, Казачьи Войска были заинтересованы в получении от русского царя денежной и военной помощи. Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством. Часто русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области. Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель. Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны - на протяжении 17-18 веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний - Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. Велика была роль казаков во время событий Смутного времени в начале 17 века. Поддержав Лжедмитрия I, они составили существенную часть его военных отрядов. Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил: в 1611 они участвовали в первом ополчении, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставило правительство в 17 веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории государства. Но в целом российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, проявляло долготерпение и стремилось подчинить его своей власти. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу 17 века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское - в 1671). Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания. С 18 века государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы российской империи.

С 1721 казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 по указу Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. В 1802 было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1827 августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 казачество перешло в ведение Управления (с 1867 Главное Управление) иррегулярных (с 1879 - казачьих) войск Военного министерства, с 1910 - в подчинение Главного штаба.

Роль казачества в истории России

Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова 1799. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М. И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А. П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18-19 веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях нерегламентированных никакими уставами дедовских тактических приемов: лава (охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы и др. Эти унаследованные от степняков казачьи «обороты» оказывались особенно эффективны и неожиданны при столкновениях с армиями европейских государств. «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» - гласит старинная казачья поговорка. Его служба по закону 1875 продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). Собственно служба, особый вид самоуправления и система землепользования, как материальная основа, были тесно взаимосвязаны и в конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качестве грозной боевой силы. Главным собственником земли выступало государство, которое от имени императора отводило казачьему войску завоеванную кровью их предков землю на правах коллективной (общинной) собственности. Полученную землю войско, оставив часть на войсковой запас, делило между станицами. Станичная община от имени войска периодически занималась переделом земельных паев (колебался от 10 до 50 десятин). За пользование наделом и освобождение от налогов казак и обязан был нести военную службу. Войско также выделяло земельные наделы и казакам-дворянам (пай зависел от офицерского чина) в потомственную собственность, но эти участки не могли продаваться лицам невойскового происхождения. В 19 веке основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства как основной отрасли в Уральском, а также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе, Дону и т. д.

Казачество в 20 веке

В конце 19 века в недрах царской администрации обсуждались проекты ликвидации казачества. Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%).Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.

На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли 2/3 численности русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий. Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в Гражданской войне. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь была использована при решении острых внутренних социальных конфликтов. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков). В Красной Армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть казачества (менее 10 %). По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек).

В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций». Тем не менее казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование с 1942 также формировало части из русских казаков (15 корпус вермахта, командир генерал Г. фон Панвиц) численностью более 20 тыс. человек. Во время боевых действий они главным образом использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции. После поражения Германии в 1945 англичане передали разоруженных казаков и членов их семей (около 30 тыс. человек) советской стороне. Большинство из них было расстреляно, остальные попали в сталинские лагеря.

Весьма осторожное отношение властей к казачеству (результатом чего стало забвение его истории и культуры) породило современное казачье движение. Первоначально (в 1988-1989 годах) оно возникло как историко-культурное движение за возрождение казачества (по некоторым оценкам, около 5 млн. человек). К 1990 движение, выйдя за культурно-этнографические рамки, стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов, как на местах бывшего компактного проживания, так и в крупных городах, где за советский период осело большое количество потомков, спасавшихся от политических репрессий. Массовость движения, а также участие военизированных казачьих отрядов в конфликтах в Югославии, Приднестровье, Осетии, Абхазии, Чечне заставили правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы казачества. Дальнейшему росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июня 1992 и ряд законов. При Президенте России было создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства (МВД, Погранвойска, Минобороны).

ТЕМА УРОКА. ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА.

Тема урока 1.Познакомить учащихся с историей возникновения и развития казачества на Руси. Показать роль казачества на территории нашего края.

2. Продолжить работу по возрождению национальных традиций страны.

3. Научить учащихся работать с историческим материалом.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок - исследование.

План

    Исторические корни казачества

    Казачья власть. Казачьи символы и знаки.

    Роль казачества в истории России.

    Крупные военные казачьи объединения на территории нашей области.

    История сел Унечского района, основанных казаками.

    Казачество в современной России.

Россия сегодня переживает довольно сложное и трудное время. Перестраиваются экономика, политика, общественная жизнь. Спешно отбрасываются прежние принципы, нормы, правила, с трудом прорисовываются новые контуры общественно политической и духовной жизни нашего общества. Но одновременно зреет понимание необходимости использования накопленных за веками традиции. Растет интерес к специфическим институтам власти. На государственном уровне обсуждаются вопросы о месте казачества в структуре власти. Именно о казачестве и пойдет сегодня речь.

КАЗАКИ – народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей скифского народа Ка – сака и приазовских славян.

От глубокой древности и до наших дней звучание и начертание слово «казак» подвергалось незначительным изменениям. Первоначально у древних греков они писали «Коссахи», что означало белые олени (олень был тотемным знаком могучего племени скифов). Лишь в средние века появилось слово «Казак». В интерпретациях исследователей Сибири оно переводилось как человек воинской команды, участвовавшей в движении на Восток. Маньчуржский диалект это слово трактует как свободный, вольный человек (ка – сак). В норвежском языке о казаке (кад – сак). В норвежском языке о казаке (кад – сак) также говорится как о вольном человеке, гуляке. Тоже под словом «казак» подразумевается и на Руси. Народный эпос, родившийся до пришествия на Русь монголо – татар рассказывает нам о былинных казаках.

Сообщение учащегося

Со времени своего существования казачество никогда не обращалось за военной помощью в деле защиты рубежей родной земли к московскому правительству. Точно также и русские богатыри героического эпоса надеялись только на свою силушку.

Былины об Илье Муромце, как об эпическом герое создавались не только в 10 – 12 вв., но и в 15-17 вв, когда он собственно, и стал казаком. В былинном эпосе Илья Муромец предстает «старым казаком», а казаки на Руси известны были ещё до монголов по имени «сторожей», «мужей хоробных», охранявших границы от вторжения кочевых племен и стоявших на их пути «живой изгородью». Хоть и предстает в былинах Илья Муромец «старым казаком», но среди всех эпических героев в казачьей среде он едва ли не самый «молодой», так как былины о нем продолжали возникать и в18 веке.

Известен нам и тверский казак Илейка Мурормец (он же Илья Горчаков, Илья Коровин) – один из самозванцев смутного времени, который действовал на Волге и Каспии.

В былинах подвиги Ильи Муромца всегда связаны с задачей служения на роду. Под его руководством богатырские заставы охраняли Добрыня Никитич (заместитель атамана), Алеша Попович (есаул). Так что есть, кем гордится и на кого ровняться.

Сегодня этими богатырями, на мой взгляд, выступают потомки Ильи Муромца – казаки, сохранившие через века достойное имя – оберегателей земли Русской. Каковы исторические корни казачества?

Сообщение учащегося

От глубокой древности до наших дней жизнь казаков связана с северо-западной частью Скифии Азиатской. Здесь проживали племена, известные истории под именем Торетов, Торпетов, Торков, Удзов, Берендженров, Сираков, Брадас – Бродников.

В V веке, после нашествия гуннов, большинство этих племен оттеснены в пространство между Волгой и Яиком. Оседлая часть этих племен, оставаясь на Кавказе, подчинялась Гуннам, Болгарам и Асам-Аланам.

В 860 году после проповеди Св. Кирилла кассаки приняли христианство. Входя самостоятельным племенным союзом в хазарский каганат, кассаки выгнали из – за Волги печенегов и принудили их уйти за Донец и Днепр. В 965 году Земля Касак была завоевана Киевом. В 988 году она передана в управление одному из Рюриковичей – Мстиславу Владимировичу, который после смерти отца отказался от Киева и со своими Коссаками и Казарами занял подонские и донские степи до Чернигова. В бою под Лиственом Мстислав разбил киево – новгородского князя Ярослава и стал государем державы – Тьмуторакань.

1060 года Тьмуторакань обьединяла в своих границах все земли от Кубани по всему Подонью, Донцу и Северщине, включая Курск и Рязань.

Под властью ханов казаки находились до конца 14 вв. Когда в Орде началась междуусобица, казаки, жившие вдали от правящих центров, много страдали от своеволия ордынских шаек. Это побудило их принять участие в восстании московского князя Дмитрия. Однако разгром войск Мамая на Куликовом поле в 1380 году стал роковым для казаков. Татары начали истребление христиан – казаков на Дону, вынудив их искать убежище не только в верховьях Дона, но и дальше на Севере вплоть до Камы, Северной Двина и Белого моря. В условиях постоянной татарско-турецкой угрозы, явилась необходимость служить двум династиям: Рюриковичам в Москве и Гедиминовичам в Литве.

Удаленные на сотни и тысячи километров от тогдашних государственных центров, казаки должны были сами создать для себя власть на месте. Казаками командовали казаки. И офицер, и рядовой казак вырастали вместе в одной станице, как вместе росли их отцы и деды. Один получал образование и становился офицером, командиром по профессии; образование же другого составляла местная школа и отслужив действительную службу, он возвращался в станицу, занимался земледелием. Казак – офицер хорошо знал психологию каждого своего казака, на что он годен, как будет держать себя в бою и чего может он достигнуть. В свою очередь казаки верили своему командиру, верили, что он не поведет их вслепую, не даст непосильной задачи, не пошлет их на убой.

Была власть выборная – «Войсковой Атаман», ограниченная в своих действиях только волей народного собрания казаков «Войскового Круга». Атаману были подчинены все вооруженные силы, равно как и выборные исполнительные власти в Войске. На своих народных собраниях казаки вырабатывали нормы, по которым действовала эта власть. Раз принятое решение, по какому – либо вопросу запоминалось в народной памяти и применялось в аналогичных случаях, становилось обычаем, и таким образом создавалось «Войсковое Право», которое регулировало все стороны казачьей жизни.

Духовной жизнью казаков руководило духовенство, которое также было выборное и избиралось казаками из наиболее уважаемых, грамотных и религиозных людей. Священник не только удовлетворял религиозные потребности казаков, но и был для них учителем и судьёй.

Московский царь признавался казаками как верховная власть. Он был в их глазах носителем государственного и национального единства России.

Сообщение учащегося

Казачьи символы и знаки

Знамя – символ полкового, войскового объединений. Святыня, за которую казак обязан биться, не щадя жизни, не допуская его оскорбление или осквернения.

Бунчук – знак Ставки, символ Атамана на походе, принадлежал войсковому соединению, на походе и в бою следовал за командующим. В мирное время хранился в церкви, выносился только по праздникам, как подтверждение его значимости и присутствия атамана.

Булава, пернач – символ военной власти, которой наделяется атаман (у запорожцев гетман)

Насека – посох с металлическим навершием, на котором первоначально «насекались» имена атаманов, владевших насекаю - символ гражданской власти атаманов всех степеней.

Атаманский кафтан и шапка – принадлежали казачьей общине, передавались вместе с символами атаманства. Хранились у очередного Атамана или Атаманском управлении. Печать – на рукояти или на перстне вручалась атаману при выборах. Символ хозяйственной и дипломатической функции атамана. Ею скреплялись все документы. Принадлежала общине и передавалась от атамана к атаману.

Сабля – обычно украшенная, старинная тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круги и по праздникам.

Медаль – личный знак атамана, носилась на шее, поверх галстука выпускалась на кафтан в раскол ворота. На лицевой стороне бывали надписи: «атаман станицы…», впоследствии портрет государя. На обратной стороне гравировалось имя и фамилия атамана и годы его правления.

Нагайка – знак Есаульца и Приставов на кругу. В повседневной жизни знак власти у полноправного строевого казака.

Шапка – не всякая, специального образца. Первоначально «Клобук со флыком», папаха, а затем фуражка – знак обладания казаком юридическим полноправием.

Шашка, первоначально сабля – символ всей полноты прав у казака, а также обладания паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет, без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.

Казаки ежегодно, с наступлением зимы, по установившемуся санному пути, отправляли в Москву большое посольство (свыше 100чел) которое должно было передать царю ходатайство о нуждах казаков и принять царское жалование. Царское жалование состояло из определенной суммы денег, огнестрельных припасов, а затем хлеба и сукна.

При Петре 1 казачьи вольности были значительно урезаны. Казачьи области в 1721 году были переданы из Министерства иностранных дел в Военное министерство: право казаков избирать себе атамана на кругу, было уничтожено и военные атаманы назначались верховной властью. Постепенно казачьи земли вошли в административную систему Российского гос – ва, сохранив, однако, во внутреннем управлении, пользовании хозяйственными благами значительную долю автономии.

Казаки сохраняли личную свободу, свободу от податей, но зато несли поголовно воинскую повинность, отправляя за свой счет, то есть, приобретая за свои деньги не только бельё, обувь, платья, но и воинское обмундирование, холодное оружие, лошадь с седлом: только винтовку казак получал от казны.

В период военных годин в казачьих полках существовало старшинство:

1. Полковник городового полка

2. Начальник полкового обоза

3. Полковой судья

4. Полковой подскарий – казначей

5. Начальник полковой канцелярии

6. Полковые есаулы – руководили военными делами, в мирное время ведали снаряжением.

В 18 веке казаки не только участвовали в воинах, которые вело Московское гос-во, но и самостоятельно боролись с могущественной Турецкой империей, с Польским королевством и крымским ханом. Запорожцы и донцы на своих лодках переплывали Черное море и осаждали турецкие и крымские города. Донские казаки, с помощью запорожцев, в 1637 году взяли сильнейшую турецкую крепость Азов, которая стояла в устье Дона и преграждала казакам выход в Азовское море. Взяв Азов, казаки послали в Москву посольство и предложили московскому правительству принять эту крепость. Московское гос-во только что пережило 15 лет смуты (1598-1613гг), оно было слабым и не решилось принять Азов, опасаясь войны с Турцией. Донским казакам самим пришлось защищать Азов от 25000 турецкой армии. Казаки отстояли крепость (знаменитое Азовское сидение), но потом вынуждены были покинуть её, позже должны были дважды холить под Азов вместе с полками Петра1, при котором эта крепость была взята окончательно в 1698 году.

В течении 19 века Российское гос-во использовало казаков как преимущественно военную силу. Например, при нашествии Наполеона на Россию в 1812 году казаки вышли на службу поголовном, начиная от 17ти летнего возраста до 60лет. Под предводительством атамана Войска Донского М.И.Платова казаки значительно способствовали разгрому французской армии.

Казаки были не только военными, но и исследователями в различных областях науки и техники. Назовите казаков, которые остаются в памяти нашего народа?

Сообщение учащегося

Знаменитый путешественник И.Н.Семенов, ген. Н.М.Пржевальский пользовались помощью казаков в своем обследовании дотоле неведомых азиатских областей.

Россия знает и помнит не только имена казаков полководцев, генералов М.И.Платова, графа А.К.Денисова, А.И.Иловойского, - героев войны с Наполеоном в 1812 году; Бакланова, Слепцова - Кухаренко – героев кавказкой войны: А.М.Каледина, Л.Г.Корнилова, П.Н.Краснова – героев первой моровой войны,- но и имена ученых; геолога – профессора А.Ф.Щербины, А.В.Пашутина; А.Н.Краснова географа. Н.П.Асеева (металлурга) и Г.Н.Потапина; а также писателей Ф.Д.Крюкова, Р.М.Кумова, поэтов А.А,Леонова, Н.Н.Туроверова и художника академика Н.Н.Дубовского.

Военные объединения казаков существовали на многих территориях нашей Родины. Старшинство казачьих войск:

Донское-с 1570г

Терское-с1577г

Сибирское-с1582г

Уральское-с1591г

Кубанское-с1696г

Астраханское-с1750г

Черноморское-с1787г

Амурское-с1858г

Уссурийское-с1889г

Где на территории нашей области были сформированы крупные военные казачьи объединения?

Сообщение учащегося

В середине 18 века левобережная Украина разделилась на несколько военно – административных округов, названных полками. Территория Унечского района входила в Стародубский казачий полк, самый богатый и многочисленный, учрежденный в 1663 году, с центром в древнем Стародубе. Села Унечского района входили в состав Быкланской, Мглинской, Новометской, полковой сотен. Казачьи отряды на Стародубщине появились первыми в середине 16века. Московское правительство привлекло на службу «вольных» казаков и «охочих» людей. Однако массовое оказачивание населении Стародубщины пришлось на период освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого. По ревизии 1723 года на территории края насчитывалось свыше 200 казачьих дворов, а с 1781 более 780 дворов. 1812год. За короткий срок в августе на Черниговщине из казаков было сформировано 1 полк численностью в 18 тысяч человек,2-й Черниговский полк (командир полковник Потресов) был сформирован в основном из казаков Стародубковского и Новозыбковского уездов, в 6-й Черниговский полк (командир майор Гурчанинов) вошло 213 казаков Стародубского и 374 Мглинского уездов. Казаки Стародубщины в первые дни войны 28-30 июня выделили 17 фур, 19 волов и денежные средства.

В1882 году был издан указ об обязанности малороссийских казаков относительно военной службы и прочих повинностей. Казаки объявлялись особым сословием, а земли, унаследованные от предков - навечно казачьими. Но после освобождения крестьян казаков вновь причислили к разряду сельских обывателей наряду с крестьянами.

К этому времени ратные подвиги стародубских казаков уже больше напоминали легенды. Как, например, погарский сотник Афанасий Еременко в 1693 году разгромил со своими казаками под Лыщичами польский отряд М.Паца. Как наши земляки участвовали в походах против татар, а в 1693г. громили орду у реки Танеев, как участвовали с Шереметьевым в бою под Нарвой, били шведов под Варшавой, штурмовали Замостье. В 1706 году под Несвижем в бою со шведами сложили свои головы полковник Миклашевский, погарский сотник Еременко, сотня казаков.

Кроме Стародубского,на территории нашего края был с формирован еще один полк – Севский. В начале 16 века великий князь московский Иоанн Васильевич поставил своей целью укрепление южных границ от набегов кочевых племен. Жившие на границе русского государства в небольших пограничных поселках вольные казаки должны были образовать охранительную линию. Чтобы контролировать охранительную линию, с каждого окраинного города по очереди высылались «сторожи» численностью от 2 до 12 всадников. В обязанности им вменялось зоркое слежение за местностью, связь с другими «сторожами», выслеживание движений неприятеля. С середины 16 века каждый помещик должен был для службы выставлять вооруженных людей. Количество их зависело от размеров поместья. По «Уложению о службе» Иоанн 4 основной мерой сделал 100 четвертей «доброй угожей земли», с которой выставлялся один ратник на коне в полном боевом снаряжении. Таким образом, в русском государстве была создана конница «русского строя» - поместная конница. Такая конница была создана в Севске - Севский драгунский полк. Он участвовал в войне с Польшей в конце 20-х годов 17 века, подавлял Московское восстание в 1682 году, участвовал в Крымском походе в 17 веке, в войне с Турцией 1769-1774гг.. в отечественной войне 1812 года. Был расформирован в 1918 году.

На территории нашего района находятся несколько сел и деревень, основанных казаками или долгое время полностью принадлежавших им. Расскажите о них?

Сообщение учащегося.

Одним из таких поселений считается деревня Бороздино. появилась она на реке Рассуха Бороздной во время господства Литвы. В 1618 году по Деулинскому соглашению о перемирии северная земля отошла Польше. Присланные в Стародуб и Мглин, польские чиновники принялись устанавливать свои порядки, перераспределять владения. Казакам, явившимся на службу к полякам на своем коне, выдавался земельный участок «на каждый конь». По акту 1620 года польский комиссар Балтозар Стравинский: «Деревню Бороздино утвердить за борозднами, основателями ее».

После изгнания поляков, с которыми бежали и казаки, служившие в войске польском, все крестьяне деревни, оставшись без панов, перешли в сословие казаков и активно участвовали в борьбе с Польшей. Деревня оставалась войсковой до конца 18 века казаки без панов жили по два дома, а один самостоятельный многосемейный казак имел даже три дома.

Не позже второй половины 18 века появилась деревня Лупеки (ныне Лужки). В1723 году в ней было 9 дворов, а по второй ревизии дворв. Население Лупек до конца 18 века оставалось казачьим, Полностью принадлежало казакам до конца 18 века село Труханово, деревня Борщово, село Высокое, деревня Еленск.

Казачество имеет боевую и славную традицию. Сегодня предпринимаются попытки на уровне государства возродить казачество как отдельное воинское образование.

C начала 1990 – х гг. российское правительство стало принимать меры по воссозданию казачьего самоуправления. 16 июля 1992г. Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление «О реабилитации казачества».

В 1994г. был создан Совет по делам казачества при Президенте РФ. Совет по делам казачества является совещательным и консультативным органам при Президенте РФ, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества.

В1995г. были разработаны правовые основы государственной службы казачества, а уже в 1996г. первое казачье войско – Волжское - приняло на себя обязательства по несению государственной службы.

3 июля 2008г. Президентом РФ была принята концепция государственной политики РФ в отношении российского казачества, в которой говориться, что целями государственной политики РФ в отношении казачества являются: становление и развитие государственной и иной службы российского казачества; возрождение и развитие духовно – культурных основ российского казачества, семейных традиций; осуществление патриотического воспитания казачьей молодёжи.

9 февраля 2010г. Президент России Дмитрий Медведев утвердил удостоверение, форму одежды и чины казаков, а также герб и знамена войсковых казачьих обществ.

Сегодня российское казачество – это граждане РФ, относящие себя к казакам. Казачьи общества и общественные объединения российского казачества созданы на территории более 70 субъектов РФ.

Районы компактного проживания казаков существуют и сегодня на территориях республике Северная Осетия – Алания, Краснодарского, Хабаровского краев, Ростовской, Волгоградской, Оренбургской, Омской, Челябинской областей, в Ханты – Мансийском и Ямало – Ненецком автономных округах и ряде других регионов России.

В России 10 реестровых войсковых казачьих обществ: Всевеликое войско Донское, Кубанское, Терское, Волжское, Оренбургское, Сибирское, Енисейское, Иркутское, Уссурийское. Самыми крупными из них являются Всевеликое войско Донское, Кубанское казачье войско, Сибирское казачье войско. Сейчас появилось 11 войско -

Разработка урока

«Необычный урок в Музее»

Особый народ – казаки.

«Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который мы посвящаем богатейшей истории Казачества и их историческим традициям.

Цель внеклассного мероприятия: познакомить учащихся с историей казачества в связи с изучением романа М. Шолохова «Тихий Дон»

Дорогие ребята!

Сегодня у нас необычный урок. Необычно уже то, что мы проводим его в Краевведческом музее, в котором гостеприимные хозяева показали нам экспозицию по истории казачества.Замысел этого урока возник неслучайно. Ведь мы приступили с вами к знакомству с величайшим романом М.Шолохова «Тихий Дон», который знакомит нас с особым народом – казаками.

/ Просмотр фрагментов х/ф «Тихий Дон»

В этом небольшом фрагменте мы увидели роскошные картины донской природы, которые вдохновили М. Шолохова на создание романа-эпопеи,наблюдали картины мирной жизни казаков.

Одним из основных занятий для казака была служба.

Именно о службе мысли Григория Мелехова после ухода из дома: «Шли в полусне думы гладко и ровно, как баркас по течению и вдруг натыкались на что-то, будто на мель; муторно становилось, не по себе; ворочался, бился в догадках…А утром проснулся и вспомнил: Служба! Куда же мы пойдём с Аксюткой? Весной - в лагерь, а осенью на службу…

Помимо службы другим понятием, определяющим жизнь казака, была ЗЕМЛЯ.

Казак не может не пойти на службу и не может оставить свою землю, об этом говорит Григорий Аксинье в эпизоде, когда она уговаривает его убежать из хутора на шахту:

«Ну куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. От земли никуда не тронусь».

Всем своим романом М.Шолохов убеждает нас: надо хранить добрые традиции, изучать их, соединяя с новой цивилизацией

Ведь нет ничего вреднее вражды, «белых с красными», донцов с хоперцами, русских – с другими народами. И как Хопер вливается в Дон, так и люди разных краев, различных убеждений должны находить общий язык – эти слова профессора В.С.Вахрушева из статьи «Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который мы посвящаем богатейшей истории кзачества, и их историческим традициям.

    Мы узнаем об истории казачества, как военного сословия в России.

    Познакомимся с казачьими символами, чинами и званиями.

    С вековыми традициями и заповедями

    Послушаем историю возрождения казачества на нашей хоперской земле.

И тогда образы героев «Тихого Дона» станут нам ближе и понятнее. Ведь впервые в мировой литературе героем этого романа становится не титан, не царь или полководец, а простой труженик, казак. Мы лучше поймем, что в образе Григория Мелехова воплотилась судьба не только донского казачества, но в значительной мере судьба всего человечества 20 столетия.

Трагедия «Тихого Дона» - это общая наша трагедия, потому, что мы, как никогда раньше, теряем связь с природой, с землей, с нашей культурой, традициями предков.

Для того, чтобы этого не случилось, мы и проводим наш сегодняшний урок.

Представление гостей:

1. Шалатов Виктор Иванович – казачий генерал-майор.

2. Фильчашкин Сергей Иванович – казачий полковник

3. Неверов Вячеслав Дмитриевич – есаул, атаман станицы Пинеровской.

4. Смотров Владимир Васильевич – войсковой старшина

5.Артисты ансамбля «Хопёрская вольница»

Представление исследовательской группы учащихся литературоведов и историков:

    Музальков Максим.

    Минов Василий

    Геращенко Александр

    Матвеев Пётр

    Самодурова Кристина

    Ветрова Екатерина

    Боганцева Виктория

    Кузина Олеся

    Белоусова Ирина

    Лощакова Жанна

..(Звучит гимн Донского казачества)

1.Обратимся к истории казачества на основе нашего читательского опыта. Ещё в 7-м классе

Мы знакомились с замечательной повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», где наблюдали

Нравы и обычаи Запорожских казаков и воплощение в повести мечты писателя о справедливом вольном обществе: Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»

/Цитата из повести «Тарас Бульба» /

« Вся Сечь представляла необыкновенное явление… Приходила на Сечь гибель народа

И хоть бы кто-нибудь спросил их откуда они, как будто бы возвращались в свой дом, из которого за час перед тем вышли. Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил: «Здравствуй! Что, во Христа веруешь?» - «Верую!» - отвечал приходящий. – «И в троицу святую веруешь?» - «Верую» - И в церковь ходишь?» -«Хожу!» - «А ну перекрестись!» Пришедший крестился. «Ну, хорошо, - отвечал кошевой,

Ступай же, в который сам знаешь курень.» Этим оканчивалась вся церемония.

Гоголь не идеализирует Сечь, показывает её стихийность, своевольство, необузданность. Но всё исчезает, когда заканчивается мирная жизнь и наступают военные времена. По первому призыву Отчизны запорожцы бросают всё и берут оружие: «И всё что ни было,

Садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах,

Дюжую наружность» - писал Н.В. Гоголь.

2. Ещё об одном знаменитом казачьем атамане, генерале от кавалерии, графе Матвее

Ивановиче Платове упоминает Грибоедов в знаменитой комедии «Горе от ума», называя его «героем Очакова и покоренья Крыма». Легендарный атаман Платов является и героем

Оригинального рассказа Лескова «Левша».

В Энциклопедическом словаре мы узнаём о нём, как о соратнике Суворова и Кутузова, герое Отечественной войны 1812 года. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».

От своих чистых сердец совьём Платову венец». Так пели на Дону после 1812 года простые казаки о своём атамане.

3. Жизнь казачества издревле была окружена ореолом слухов, легенд и домыслов .

Всем известно, что давно распространён взгляд на казаков как на несгибаемых борцов за «Веру, Царя и Отечество».Не менее популярно и мнение об извечном бунтарстве и своеволии казаков. Есть мнение, что именно казаки поддерживали всех самозванцев на российский трон во времена Смутного времени. Часто именно казаки, не терпевшие притеснения царского самодержавия, были организаторами и участниками народных восстаний.

Так ещё А.С.Пушкин в «Истории Пугачёва» писал: «Наконец, в 1771 г., мятеж яицких казаков обнаружился во всей своей силе… строгие и необходимые меры восстанавливали лишь внешний порядок, но спокойствие было ненадёжно. «Толи ещё будет!»- говорили мятежники – так ли мы ещё тряхнём Москвою».

Потом известные события под предводительством Пугачева получили отражение в «Капитанской дочке».

    В 18 – м столетии «золотой век» русского казачества миновал.

Постепенно клонились к закату времена буйной вольницы, привилегированных казачьих автономий, бывшем своего рода « государством в государстве». Но тогда казачьи сообщества ещё вольготно чувствовали себя на окраинах России, оплачивая свою «волю» кровавыми схватками с окружающими кочевниками.

Созданная при Петре регулярная армия, обесценила казачество как военную силу.

5. Как известно, Донское войсковое правительство не признало в октябре 17-го года победы большевиков, но подавляющее большинство казачества, уставшее от войны, держало нейтралитет. В начале 1918 –года Донское правительство пало. Небольшие группы казаков отступили в степи, потом были объединеныгенералом Поповым, более 500 донских казаков было в составе Добровольческой армии генерала Корнилова, затем Врангеля.

По мнению большинства исследователей, после Гражданской войны из России эмигрировало около 40 тысяч казаков. Судьба забросила казаков и в Америку, Австралию, Африку, и во многие европейские государства.

6.Одним из таких эмигрантов, большую часть своей жизни проживший во Франции, был талантливый поэт, сумевший с поразительной силой выразить тоску изгнания и трагедию казачества, почти уничтоженного после 17-го года. Он вернулся на Родину через 20 лет после смерти. Но вернулся своими стихами.

Послушайте строчки из его стих., посвящённые Родине.

Уходили мы из Крыма

Среди дыма и огня,

Я с кормы всё время мимо

В своего стрелял коня.

Лучшие тебе я отдал годы,

Всё тебе доверил, не тая,-

Франция, страна моей свободы,

Мачеха весёлая моя.

Пора, мой старый друг, пора,

Мы зажились с тобою оба,

И пожилые юнкера

Стоят навытяжку у гроба.

Но в разлуке с тобой не прощаюсь,

Мой далёкий отеческий дом,

Перед Господом не постесняюсь

Называться Донским казаком!

/Предлагается номер Х/С Казачья песня…………………………………………

7.Слово СМОТРОВУ Владимиру Васильевичу.

Мы обращаемся к Вам как к эксперту, знатоку казачьей истории. Всё ли ребята говорили правильно? И конечно, же хотим услышать ещё интересные, волнующие моменты истории казачества.

Казак, говоря о себе, всегда подчёркивал триаду: Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретёшь Царствие небесное и Славу в потомках!

Расшифровать эти принципы казачьего мировоззрения мы попросим ШАЛАТОВА Виктора Ивановича.

ВОПРОСЫ:

- Права и обязанности казака.

-Что такое Казачий круг? И порядок его проведения.

-Принятие в казачество и «взятие под шинель»

Кроме того, Виктор Иванович сейчас является депутатом районного Совета, и может рассказать нам о функциях и роли казаков в нашем районе.

8.Рассказ о казачьих СИМВОЛАХ

9.Рассказ о ЧИНАХ И ЗВАНИЯХ

Заключительное слово учителя:

Т.О., казачество представляло собой обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, свободолюбием, трудолюбием, почитанием старших. Казачество – самобытный народ, имеющий большую и интересную историю, культуру, язык.

И в наши дни возрождённое казачество играет важную роль в обществе.

Тема урока: Появление казачества на Дону

(слайд 1)

Педагогически задачи

  • обеспечить условия для изучения событий связанных с появлением казачества на Дону;
  • создать условия для развития умений работать с историческим источником;
  • дать учащимся целостное представление об историческом своеобразии родного края;
  • развивать у учащихся интерес к родной истории.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

  • познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону;
  • знать о казачьем заселении Нижнего и Верхнего Дона, о первых казачьих городках;
  • познакомиться с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке,
  • знать о первых письменных упоминаниях о донских казаках, Войске Донском;
  • объяснять и применять понятия: казак, атаман, есаул, Войсковой круг, булава, насека.

Личностные:

  • воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни

Метапредметные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
  • владение умениями анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы;
  • использовать различные источники информации;

Предметные:

  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);
  • знание хронологии изучаемого периода;
  • знание исторических фактов изучаемого периода;
  • рассказ об исторических событиях, их участниках;
  • соотнесение исторических фактов и общих явлений.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Изучение нового материала.

1.Появление казаков на Дону.

(слайд 2) Родина! Отчизна. Любимый край. Полыхающие зори по утрам, бездонное небо в звездах, розовая дымка цветущих садов, бескрайнее море спелых хлебов, терпкий полынный запах степных ветров. Это земля твоих дедов и прадедов, это милый уголок, к которому прикипело твое сердце, которого вовек не забыть, не разлюбить. Отчизна у всех одна. А родина… это то место, где ты родился…

Л. П. Александровская

Учитель: Место, где родился и живет человек, мы называем малой родиной.

Вопрос : Как называется наша малая родина? (слайд 3)

Учитель: Голубые просторы, туманы,

Ковыли, да полынь, да бурьяны..

Ширь земли да небесная лепь!

Разлилось, развернулось на воле

Припонтийское Дикое поле,

Темная Киммерийская степь.

Вся могильниками покрыта-

Без имян, без конца, без числа…

Вся копытом, да копьми взрыта,

Костью сеяна, кровью полита,

Да народной тугой поросла.

М. Волошин

В древности ее называли Диким полем. От Воронежа до берегов Азовского моря простиралось Дикое поле – необъятная седая ковыльная степь Летом по степи гуляли горячие ветры, зимой нависали вьюги, со стоном вскипали бураны и вихрями кружили снежную пыль. Сурова и неприветлива была степь в непогоду. И только весной она становилась ласковой и щедрой. Во множестве водились здесь зайцы, дикие козы, волки, лисы, всевозможная птица. В реках в огромных количествах ловилась рыба.

С конца 15 века безбрежные просторы донских степей все больше привлекали решительных и смелых людей, бежавших из Московского государства мечтавших освободиться от крепостничества. Приходили на Дон и из других земель и стран. Они объединялись и вели жизнь полную тревог и опасностей. За ними закрепилось название «казаки». (слайд 4)

Выступление учащегося с сообщением « Когда и кого называли «казаками»

У персов под этим словом подразумевались люди, состоявшие на службе, оплачиваемой казной; у арабов – это всадник, сражающийся за веру и закон пророка; по-монгольски это слово значит «свободный воин, броня, щит и крепкий оплот по охране границы, военный страж»; по-тюркски – бездомный скиталец, бесприютный изгнанник. В русских источниках – казак- прежде всего, свободный человек, по каким-то причинам порвавший со средой, к которой он принадлежал раньше. Казаками называли тех, кто нес военную службу. Например, в русских былинах одного из любимых героев – Илью Муромца - называют «старыя казак». Казаками именовали гонцов, посылавшихся с вестями или грамотами из Москвы в Крым. В ХVI веке казаками называли служилых людей. Это могли быть и русские, и татары, и представители других народов.

Учитель : Таким образом, мы можем сделать вывод, что словом «казак» в ХVI веке называли вольных, нанимающихся на военную службу людей. (запись в тетради)

2. Первые казачьи городки.

Поначалу у казаков были временные жилища: шалаши и землянки. Вооруженные отряды казаков – станицы - ставили свои станы в неприступных местах, в дремучих лесах, на островах, поросших камышом, в излучинах рек. Со временем из стана вырастал городок. Первые городки стали возникать на Дону в середине ХVI века. (слайд 5)

Первое документальное упоминание о казачьих городках относится к 1549 году (запись в тетради). Тогда ногайский князь Юсуф жаловался царю Ивану IV: «Холопи твои, нехто Сары-Азман, словет, на Дону в трех и в четырех местах города поделали… Да наших послов… и людей стерегут да разбивают».

Вопросы к документу:

  1. Как звали донского атамана?
  2. Как назывались поселения казаков?
  3. На что жалуется ногайский князь?

Задание: По рисунку опишите, как выглядел казачий городок.

Дополнение к ответам учащихся : Казаки укрепляли свои городки земляным валом, на валу ставили деревянный частокол с острыми кольями. Наружную сторону обвешивали острыми колючками старой акации или терна. Позже казаки стали обносить городки крепкими и высокими, метра три или даже пять, стенами. По углам этих стен строили специальные укрепления – бастионы, или раскаты, по-казачьи. На этих раскатах всегда стояли мощные чугунные пушки. Их казаки отбивали у своих врагов, а позже, когда стали получать жалование от Московского правительства, пушки присылали на Дон из Москвы.

(слайд 6) Наиболее древними казачьими городками были Мигулин, Каргалы, Урюпин, Махин, Черкасский.

Казаков, основавших городки в низовьях Дона, называли низовыми . Казаков, проживавших на Верхнем Дону – верховыми.

3. Управление в казачьем войске. (слайд 7)

Учитель: Донские казаки считали себя войском Донским. Для решения своих дел казаки собирались на общий сбор – Войсковой круг, это был высший орган власти на Дону. На ругу решались самые важные вопросы казачьей жизни: кому объявлять войну и с кем заключать мир, когда выступить в поход и куда отправить послов, кого выбрать атаманом и где заложить новый городок. На Кругу принимали в казаки, женили казаков и, наоборот, разводили. Обычно казачий Круг собирался раз в год - весной. Прийти на Круг имели право все мужчины не моложе семнадцати лет. Женщины не допускались.

В промежутках между собраниями власть принадлежала атаману.

Атаман – выборный предводитель, вожак у казаков. Есаул – помощник атамана, в случае необходимости мог его замещать. Войсковой атаман избирался на год. По истечении срока службы он являлся на Круги, поклонившись казакам на все четыре стороны, складывал знаки своей власти – насеку и булаву.(запись в тетрадях)

Булава – знак атаманской власти. Состояла из короткой палки орехового или другого легкого и прочного дерева. На конце прикреплялся серебряный с позолотой шар. Рукоять отделывалась серебром.

Насека – знак атаманской власти. Длинный жезл из крепкого дерева, на котором делались насечки по числу избранных атаманов. Булаву атаман держал в правой руке, а насеку - в левой, опираясь на нее как на посох.

Если атаман показывал себя умным и умелым организатором, храбрым командиром, то его могли избрать и на следующий срок и еще на несколько сроков. Если же атаман не оправдывал надежд, его смещали, даже не дожидаясь срока.

Законы у войска были свои собственные, основанные на обычаях. Наказывали за трусость приговором в куль да в воду. За совершенный подвиг казака брали на руки и качали с криком «ура».

4. Занятия донских казаков.

Беспокойной была жизнь донских казаков, протекала в походах и сражениях. Война превратилась для них в один из важнейших промыслов. Ловкость, находчивость, быстрый конь, летучий аркан, меткая стрела и пуля спасали казаков в бескрайних просторах степи. Казаки ходили в сухопутные и морские походы. Все добытое в походах (разнообразные ткани, оружие, пленных) делили между собой - дуванили дуван.

Задание: прочтите отрывок из книги «Как у нас- то было на тихом Дону» (авторы Л. Новак, Н Фрадкина) и определите, какие были еще занятия у казаков (запись в тетради)

«Природа донского края, высокие травы, в которых всадник утопал, как в зеленом море, дремучие леса, скрывавшие многочисленных диких зверей, несметные рыбные богатства располагали к мирным занятиям – охоте и рыболовству.. Собравшись человек по сто, казаки- гулебщики (охотники) уходили далеко от своих станов…, выезжали в степи, где охотились по два-три месяца. На легком челне, выдолбленном из большого дерева, выходили казаки на ловлю рыбы… Из походов пригоняли табуны лошадей и гурты скота. На Дону были отличные пастбища с густой травой…. Земледелием казаки долгое время не занимались: мешали непрерывные набеги кочевников, уничтожавших посевы. Круг даже запрещал занятие земледелием, чтобы военным промыслам помехи не было» (слайд 8)

III Закрепление изученного материала. (слайд 9)

Задание: заполните пропуски в тексте

V. Подведение итогов, выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Подготовить по теме урока кроссворд (не менее 8 слов) или презентацию (по выбору учащихся)

VII Итоговая рефлексия

Карточка с заданием “Продолжить фразу”:

Мне было интересно...

Я сегодня понял, что...

На следующем уроке я хочу...

Доволен ли ты своей работой?

Литература:

«Как у нас-то было на тихом Дону», Новак Л, Фрадкина Н., Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство 1985

«Славен Дон», .Астапенко М.П., Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство 1985

История Донского края, Астапенко М.П., Астапенко Е.М., Ростов-на-Дону: ООО»Мини Тайп», 2005

История Донского края, Веряскина О.Г., Ростов-на-Дону: Ростовский издательский дом, 2004