План конспект проведения занятия по истории казачества. План-конспект урока по истории (6 класс) на тему: Конспект урока "Появление казачества на Дону"

Существует множество теорий возникновения казачества.

Согласно восточной гипотезе , казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия.Касоги (касахи, касаки) - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X-XIV веках.Бродники - народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-м веке (тогда приграничный район Киевской Руси.

Изначально первая ячейка казачества образовалась на службе Золотой Орды: касоги и бродники сражались против Руси на стороне монголов в Битве на Калке (1223 год), которая закончилась победой монголов.

Отатарившееся казачество представляло собой лихую непобедимую конницу- джигитов (от древних чигов и гетов). Татарские баскаки, посылаемые на Русь ханами для сбора дани, всегда имели при себе отряды этих казаков. Но как бы ни ласкали ханы своих телохранителей, ни предоставляли им разные льготы и вольности, свободолюбивый дух казачества жил в них.

После раскола Золотой орды оставшиеся и на её территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи - Ногайской Орды и Крымского ханства; и от появившегося на Руси Московского государства. Хотя известно, что в 1380 году казаки преподнесли великому князю Московскому Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали против Мамая в Куликовской битве на стороне русичей.

Однако в 1395-м году состоялось нашествие Тамерлана на Русь. Хотя до Москвы Тамерлан не дошёл, его рати прошли по Дону и взяли огромный полон. Впоследствии Дон опустел, а казаки ушли на север и рассеялись, многие осели на Верхнем Дону, а также сформировались общины в бассейнах других рек, и именно это совпадает с первыми упоминаниями казаков на Волге, Днепре, Тереке и Яике.

4.2. Славянская гипотеза возникновения казачества

Согласно славянской гипотезе , казаки изначально были выходцами из славян.

Рост феодальной эксплуатации и крепостничества в 15-16 вв. в Русском и Польско-Литовском государстве, называвшемся Речь Посполитая, привёл к массовому бегству крестьян за пределы этих государств на незанятые земли на юге. В результате со IIполовиныXVв. на окраинах России и Украины, по рекам Днепр, Дон и Яик поселяются беглые крестьяне, которые называют себя вольными людьми - казаками. Необходимость вести постоянную борьбу против соседних феодальных государств и полукочевых народов потребовала объединения этих людей в военные общины. В польских хрониках первое упоминание о казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот - «разбойник». Также - «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками.

Учитель МБОУ Старочеркасской СОШ Кривошапкина Н.Н.

Разработка урока по истории Донского казачества на тему:

«Воспитание мальчика – казака»

Цели урока:

    Образовательная: на основании исторического материала подвести кадетов к выводу об особенностях в воспитании мальчика – казака.

    Воспитательная: прививать чувство гордости за принадлежность к казачеству, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к Тихому Дону – своей малой родине.

    Развивающая: продолжить работу над формированием умения анализировать, делать выводы.

Оснащение урока:

    карта Области войска Донского;

    компьютер, диапроектор;

    учебник Н.В.Самарина, О.Г.Витюк. «История Донского края XVII -XIX века». 7-8 класс. Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2004.

Тип урока: комбинированный.

Эпиграф «Казака принямайтя! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квелый, до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да сабле учился! Чтоб малых не забижал, а к родителям был почтительнай…»

План урока:

    Актуализация знаний.

    Изучение нового материала.
    2.1. Рождение и крестины казачьего сына.
    2.2. Праздник первых штанов.

    2.3.Детство казачонка.

    Применение изученного материала.

    Домашнее задание.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Вводное слово учителя:

Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Вам, связавшим свое обучение с казачьим корпусом, нужно особенно чутко относиться к своим корням, знать и почитать традиции казаков – СЛАВНЫХ ВОИНОВ, ХРАНИТЕЛЕЙ ЮЖНЫХ РУБЕЖЕЙ ВЕЛИКОЙ РОССИИ.

2. Изучение нового материала.

2.1. Рождение и крестины казачьего сына.

В семье ребенка не называли мальчиком, а казаком, казачьим сыном. Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-либо на «зубок». Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля. Дед дарил шашку и ружье. Когда по истечении 40 дней мать с сыном возвращались из церкви (где проходил обряд крещения ребенка), её встречал отец. Он брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок, и возвращал матери, поздравляя её с казаком.

Когда у младенца прорезывались зубы, отец брал его на лошадь, ехал с ним в церковь, где служили молебен Иоану-воину о том, чтобы их сын был храбрым казаком.

Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Этот обряд описан в древнерусских летописях как великокняжеский, и неизвестно, пришел ли он на Русь из степи или в степь от Руси. Но у казаков он сохранился до наших дней.

Годовалого казака на женской половине дома усаживали на кошму и крестная срезала его первые прядки волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранялись за именной иконой.

Подстриженного мальчонку женщины передавали мужчинам, и те несли его к церкви. Там его ждал неоседланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок (в который потом заворачивали первые волосы) и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватится за гриву – будет жив. Заплачет, повалится с коня – быть убитому. Коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал его на руки, а крестный надевал на них обоих портупею так, чтобы издали казалось: идет по улице казак при шашке.

Сценка: (на слайде казачий курень)

У ворот родного куреня казаков встречали женщины.

«Казака принямайтя! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квелый, да до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да сабле учился! Чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительнай…»

Крестная снимала с отца и сына шашку со словами: «Возьми, крестный, шашку, нашему казаку еще расти нужно. Сохраняй ее до срока».

Учитель: Крестный хранил оружие и вручал крестнику в 17 лет, после того, как малолетку приписывали к полку. Он и обучал крестника всем церковным обычаям, но в большей степени всем видам воинского искусства. Крестный всегда был строг и справедлив.

Опережающее задание «Праздник первых штанов»

Праздник первых штанов наступал в зависимости от общего развития мальца, но, как правило, лет с трех – пяти. Штаны дарил старший в роду. Это должны быть обязательно шаровары. Мальчика все поздравляли с первыми штанами, и казачонок ими очень гордился.

Обучение было тяжелым и постоянным. Учили стрелять, рубить шашкой. Сначала пускали тонкой струйкой воду и « ставили руку», чтобы клинок шел под правильным углом и резал воду, не оставляя брызг. Потом учили «рубить лозу», сидя на коновязи – на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому оседланном. Рукопашному бою учили с трех лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приемы. Трехлетние казачата уже сами ездили верхом на коне по двору, а пяти лет скакали без седла по улице, по степи. В 8 лет казачок свободно управлял каюком и вместе со старшими ездил на охоту и рыбную ловлю. Быстро и ловко лазали казачата по деревьям, смело переплывали Дон, метко стреляли из ружей. В зимнее время молодые казаки играли в шахматы, в военные игры, строили снежные городки, ходили стена на стену. Любимым занятием казаков в свободное время были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. В день скачек на ровном месте в качестве мишени устанавливался пучок камыша и намечалась линия, от которой должны были начаться скачки. По сигналу всадники неслись на мишень, стреляя на скаку из ружей. Самые ловкие делали это, стоя на лошадях, поднимали на всем скаку с земли платки, монисты (бусы).

2.2. Детство казачонка.

В 7 лет мальчонку стригли ритуально во второй раз и он впервые шел с мужчинами в баню, а затем к первой исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, под украдкой роняемые матерью и бабушкой слезы он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев.

С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины (или, если отец погиб или умер, только мать) Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. Он полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи.

С очень раннего возраста казачонок осознавал себя частью станичного общества. Предания донесли до нас известия о том, что на всех старинных казачьих войсковых кругах обязательно были смышленые казачата. Для этого торжественного случая им даже шилась, за счет атаманской казны, праздничная одежда. Разумеется, они не принимали участия в спорах казаков, у них была другая задача – слушать и запоминать. После круга их расспрашивали, кто что говорил, кто кому возражал, о какое было принять решение… Бывали старики, которые с поразительной точностью рассказывали о событиях вековой давности, и на вопрос, откуда ему это известно, старик отвечал просто « Я там был!»

Но самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордилась семья, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе, были известны поименно всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравлял с каникулами атаман. Их даже старики звали по имени - отчеству!

С весны до осени казачата, как правило, жили в степи при отарах или на бахчах со стариками. И здесь учеба не прекращалась ни на один день. Казачат учили ежедневно – стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться.

Сыновей казачьих офицеров с пяти – семилетного возраста забирали в полки, увозили с собой на службу, часто и на войну.

Учитель: Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?

Учащиеся отвечают: Уважение к старшим, к родителям, почитание отчего дома, служение Отечеству.

3. Применение изученного материала.

На второй, практической части урока учащиеся показывают свои навыки казачьи, удаль (соревнования «рубка лозы», стрельба.)

4. Домашнее задание.

Подготовить сообщения: «Речь донских казаков», «игры казачат».

Разработка урока

«Необычный урок в Музее»

Особый народ – казаки.

«Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который мы посвящаем богатейшей истории Казачества и их историческим традициям.

Цель внеклассного мероприятия: познакомить учащихся с историей казачества в связи с изучением романа М. Шолохова «Тихий Дон»

Дорогие ребята!

Сегодня у нас необычный урок. Необычно уже то, что мы проводим его в Краевведческом музее, в котором гостеприимные хозяева показали нам экспозицию по истории казачества.Замысел этого урока возник неслучайно. Ведь мы приступили с вами к знакомству с величайшим романом М.Шолохова «Тихий Дон», который знакомит нас с особым народом – казаками.

/ Просмотр фрагментов х/ф «Тихий Дон»

В этом небольшом фрагменте мы увидели роскошные картины донской природы, которые вдохновили М. Шолохова на создание романа-эпопеи,наблюдали картины мирной жизни казаков.

Одним из основных занятий для казака была служба.

Именно о службе мысли Григория Мелехова после ухода из дома: «Шли в полусне думы гладко и ровно, как баркас по течению и вдруг натыкались на что-то, будто на мель; муторно становилось, не по себе; ворочался, бился в догадках…А утром проснулся и вспомнил: Служба! Куда же мы пойдём с Аксюткой? Весной - в лагерь, а осенью на службу…

Помимо службы другим понятием, определяющим жизнь казака, была ЗЕМЛЯ.

Казак не может не пойти на службу и не может оставить свою землю, об этом говорит Григорий Аксинье в эпизоде, когда она уговаривает его убежать из хутора на шахту:

«Ну куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. От земли никуда не тронусь».

Всем своим романом М.Шолохов убеждает нас: надо хранить добрые традиции, изучать их, соединяя с новой цивилизацией

Ведь нет ничего вреднее вражды, «белых с красными», донцов с хоперцами, русских – с другими народами. И как Хопер вливается в Дон, так и люди разных краев, различных убеждений должны находить общий язык – эти слова профессора В.С.Вахрушева из статьи «Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который мы посвящаем богатейшей истории кзачества, и их историческим традициям.

    Мы узнаем об истории казачества, как военного сословия в России.

    Познакомимся с казачьими символами, чинами и званиями.

    С вековыми традициями и заповедями

    Послушаем историю возрождения казачества на нашей хоперской земле.

И тогда образы героев «Тихого Дона» станут нам ближе и понятнее. Ведь впервые в мировой литературе героем этого романа становится не титан, не царь или полководец, а простой труженик, казак. Мы лучше поймем, что в образе Григория Мелехова воплотилась судьба не только донского казачества, но в значительной мере судьба всего человечества 20 столетия.

Трагедия «Тихого Дона» - это общая наша трагедия, потому, что мы, как никогда раньше, теряем связь с природой, с землей, с нашей культурой, традициями предков.

Для того, чтобы этого не случилось, мы и проводим наш сегодняшний урок.

Представление гостей:

1. Шалатов Виктор Иванович – казачий генерал-майор.

2. Фильчашкин Сергей Иванович – казачий полковник

3. Неверов Вячеслав Дмитриевич – есаул, атаман станицы Пинеровской.

4. Смотров Владимир Васильевич – войсковой старшина

5.Артисты ансамбля «Хопёрская вольница»

Представление исследовательской группы учащихся литературоведов и историков:

    Музальков Максим.

    Минов Василий

    Геращенко Александр

    Матвеев Пётр

    Самодурова Кристина

    Ветрова Екатерина

    Боганцева Виктория

    Кузина Олеся

    Белоусова Ирина

    Лощакова Жанна

..(Звучит гимн Донского казачества)

1.Обратимся к истории казачества на основе нашего читательского опыта. Ещё в 7-м классе

Мы знакомились с замечательной повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», где наблюдали

Нравы и обычаи Запорожских казаков и воплощение в повести мечты писателя о справедливом вольном обществе: Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»

/Цитата из повести «Тарас Бульба» /

« Вся Сечь представляла необыкновенное явление… Приходила на Сечь гибель народа

И хоть бы кто-нибудь спросил их откуда они, как будто бы возвращались в свой дом, из которого за час перед тем вышли. Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил: «Здравствуй! Что, во Христа веруешь?» - «Верую!» - отвечал приходящий. – «И в троицу святую веруешь?» - «Верую» - И в церковь ходишь?» -«Хожу!» - «А ну перекрестись!» Пришедший крестился. «Ну, хорошо, - отвечал кошевой,

Ступай же, в который сам знаешь курень.» Этим оканчивалась вся церемония.

Гоголь не идеализирует Сечь, показывает её стихийность, своевольство, необузданность. Но всё исчезает, когда заканчивается мирная жизнь и наступают военные времена. По первому призыву Отчизны запорожцы бросают всё и берут оружие: «И всё что ни было,

Садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах,

Дюжую наружность» - писал Н.В. Гоголь.

2. Ещё об одном знаменитом казачьем атамане, генерале от кавалерии, графе Матвее

Ивановиче Платове упоминает Грибоедов в знаменитой комедии «Горе от ума», называя его «героем Очакова и покоренья Крыма». Легендарный атаман Платов является и героем

Оригинального рассказа Лескова «Левша».

В Энциклопедическом словаре мы узнаём о нём, как о соратнике Суворова и Кутузова, герое Отечественной войны 1812 года. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».

От своих чистых сердец совьём Платову венец». Так пели на Дону после 1812 года простые казаки о своём атамане.

3. Жизнь казачества издревле была окружена ореолом слухов, легенд и домыслов .

Всем известно, что давно распространён взгляд на казаков как на несгибаемых борцов за «Веру, Царя и Отечество».Не менее популярно и мнение об извечном бунтарстве и своеволии казаков. Есть мнение, что именно казаки поддерживали всех самозванцев на российский трон во времена Смутного времени. Часто именно казаки, не терпевшие притеснения царского самодержавия, были организаторами и участниками народных восстаний.

Так ещё А.С.Пушкин в «Истории Пугачёва» писал: «Наконец, в 1771 г., мятеж яицких казаков обнаружился во всей своей силе… строгие и необходимые меры восстанавливали лишь внешний порядок, но спокойствие было ненадёжно. «Толи ещё будет!»- говорили мятежники – так ли мы ещё тряхнём Москвою».

Потом известные события под предводительством Пугачева получили отражение в «Капитанской дочке».

    В 18 – м столетии «золотой век» русского казачества миновал.

Постепенно клонились к закату времена буйной вольницы, привилегированных казачьих автономий, бывшем своего рода « государством в государстве». Но тогда казачьи сообщества ещё вольготно чувствовали себя на окраинах России, оплачивая свою «волю» кровавыми схватками с окружающими кочевниками.

Созданная при Петре регулярная армия, обесценила казачество как военную силу.

5. Как известно, Донское войсковое правительство не признало в октябре 17-го года победы большевиков, но подавляющее большинство казачества, уставшее от войны, держало нейтралитет. В начале 1918 –года Донское правительство пало. Небольшие группы казаков отступили в степи, потом были объединеныгенералом Поповым, более 500 донских казаков было в составе Добровольческой армии генерала Корнилова, затем Врангеля.

По мнению большинства исследователей, после Гражданской войны из России эмигрировало около 40 тысяч казаков. Судьба забросила казаков и в Америку, Австралию, Африку, и во многие европейские государства.

6.Одним из таких эмигрантов, большую часть своей жизни проживший во Франции, был талантливый поэт, сумевший с поразительной силой выразить тоску изгнания и трагедию казачества, почти уничтоженного после 17-го года. Он вернулся на Родину через 20 лет после смерти. Но вернулся своими стихами.

Послушайте строчки из его стих., посвящённые Родине.

Уходили мы из Крыма

Среди дыма и огня,

Я с кормы всё время мимо

В своего стрелял коня.

Лучшие тебе я отдал годы,

Всё тебе доверил, не тая,-

Франция, страна моей свободы,

Мачеха весёлая моя.

Пора, мой старый друг, пора,

Мы зажились с тобою оба,

И пожилые юнкера

Стоят навытяжку у гроба.

Но в разлуке с тобой не прощаюсь,

Мой далёкий отеческий дом,

Перед Господом не постесняюсь

Называться Донским казаком!

/Предлагается номер Х/С Казачья песня…………………………………………

7.Слово СМОТРОВУ Владимиру Васильевичу.

Мы обращаемся к Вам как к эксперту, знатоку казачьей истории. Всё ли ребята говорили правильно? И конечно, же хотим услышать ещё интересные, волнующие моменты истории казачества.

Казак, говоря о себе, всегда подчёркивал триаду: Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретёшь Царствие небесное и Славу в потомках!

Расшифровать эти принципы казачьего мировоззрения мы попросим ШАЛАТОВА Виктора Ивановича.

ВОПРОСЫ:

- Права и обязанности казака.

-Что такое Казачий круг? И порядок его проведения.

-Принятие в казачество и «взятие под шинель»

Кроме того, Виктор Иванович сейчас является депутатом районного Совета, и может рассказать нам о функциях и роли казаков в нашем районе.

8.Рассказ о казачьих СИМВОЛАХ

9.Рассказ о ЧИНАХ И ЗВАНИЯХ

Заключительное слово учителя:

Т.О., казачество представляло собой обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, свободолюбием, трудолюбием, почитанием старших. Казачество – самобытный народ, имеющий большую и интересную историю, культуру, язык.

И в наши дни возрождённое казачество играет важную роль в обществе.

ТЕМА УРОКА. ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА.

Тема урока 1.Познакомить учащихся с историей возникновения и развития казачества на Руси. Показать роль казачества на территории нашего края.

2. Продолжить работу по возрождению национальных традиций страны.

3. Научить учащихся работать с историческим материалом.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок - исследование.

План

    Исторические корни казачества

    Казачья власть. Казачьи символы и знаки.

    Роль казачества в истории России.

    Крупные военные казачьи объединения на территории нашей области.

    История сел Унечского района, основанных казаками.

    Казачество в современной России.

Россия сегодня переживает довольно сложное и трудное время. Перестраиваются экономика, политика, общественная жизнь. Спешно отбрасываются прежние принципы, нормы, правила, с трудом прорисовываются новые контуры общественно политической и духовной жизни нашего общества. Но одновременно зреет понимание необходимости использования накопленных за веками традиции. Растет интерес к специфическим институтам власти. На государственном уровне обсуждаются вопросы о месте казачества в структуре власти. Именно о казачестве и пойдет сегодня речь.

КАЗАКИ – народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей скифского народа Ка – сака и приазовских славян.

От глубокой древности и до наших дней звучание и начертание слово «казак» подвергалось незначительным изменениям. Первоначально у древних греков они писали «Коссахи», что означало белые олени (олень был тотемным знаком могучего племени скифов). Лишь в средние века появилось слово «Казак». В интерпретациях исследователей Сибири оно переводилось как человек воинской команды, участвовавшей в движении на Восток. Маньчуржский диалект это слово трактует как свободный, вольный человек (ка – сак). В норвежском языке о казаке (кад – сак). В норвежском языке о казаке (кад – сак) также говорится как о вольном человеке, гуляке. Тоже под словом «казак» подразумевается и на Руси. Народный эпос, родившийся до пришествия на Русь монголо – татар рассказывает нам о былинных казаках.

Сообщение учащегося

Со времени своего существования казачество никогда не обращалось за военной помощью в деле защиты рубежей родной земли к московскому правительству. Точно также и русские богатыри героического эпоса надеялись только на свою силушку.

Былины об Илье Муромце, как об эпическом герое создавались не только в 10 – 12 вв., но и в 15-17 вв, когда он собственно, и стал казаком. В былинном эпосе Илья Муромец предстает «старым казаком», а казаки на Руси известны были ещё до монголов по имени «сторожей», «мужей хоробных», охранявших границы от вторжения кочевых племен и стоявших на их пути «живой изгородью». Хоть и предстает в былинах Илья Муромец «старым казаком», но среди всех эпических героев в казачьей среде он едва ли не самый «молодой», так как былины о нем продолжали возникать и в18 веке.

Известен нам и тверский казак Илейка Мурормец (он же Илья Горчаков, Илья Коровин) – один из самозванцев смутного времени, который действовал на Волге и Каспии.

В былинах подвиги Ильи Муромца всегда связаны с задачей служения на роду. Под его руководством богатырские заставы охраняли Добрыня Никитич (заместитель атамана), Алеша Попович (есаул). Так что есть, кем гордится и на кого ровняться.

Сегодня этими богатырями, на мой взгляд, выступают потомки Ильи Муромца – казаки, сохранившие через века достойное имя – оберегателей земли Русской. Каковы исторические корни казачества?

Сообщение учащегося

От глубокой древности до наших дней жизнь казаков связана с северо-западной частью Скифии Азиатской. Здесь проживали племена, известные истории под именем Торетов, Торпетов, Торков, Удзов, Берендженров, Сираков, Брадас – Бродников.

В V веке, после нашествия гуннов, большинство этих племен оттеснены в пространство между Волгой и Яиком. Оседлая часть этих племен, оставаясь на Кавказе, подчинялась Гуннам, Болгарам и Асам-Аланам.

В 860 году после проповеди Св. Кирилла кассаки приняли христианство. Входя самостоятельным племенным союзом в хазарский каганат, кассаки выгнали из – за Волги печенегов и принудили их уйти за Донец и Днепр. В 965 году Земля Касак была завоевана Киевом. В 988 году она передана в управление одному из Рюриковичей – Мстиславу Владимировичу, который после смерти отца отказался от Киева и со своими Коссаками и Казарами занял подонские и донские степи до Чернигова. В бою под Лиственом Мстислав разбил киево – новгородского князя Ярослава и стал государем державы – Тьмуторакань.

1060 года Тьмуторакань обьединяла в своих границах все земли от Кубани по всему Подонью, Донцу и Северщине, включая Курск и Рязань.

Под властью ханов казаки находились до конца 14 вв. Когда в Орде началась междуусобица, казаки, жившие вдали от правящих центров, много страдали от своеволия ордынских шаек. Это побудило их принять участие в восстании московского князя Дмитрия. Однако разгром войск Мамая на Куликовом поле в 1380 году стал роковым для казаков. Татары начали истребление христиан – казаков на Дону, вынудив их искать убежище не только в верховьях Дона, но и дальше на Севере вплоть до Камы, Северной Двина и Белого моря. В условиях постоянной татарско-турецкой угрозы, явилась необходимость служить двум династиям: Рюриковичам в Москве и Гедиминовичам в Литве.

Удаленные на сотни и тысячи километров от тогдашних государственных центров, казаки должны были сами создать для себя власть на месте. Казаками командовали казаки. И офицер, и рядовой казак вырастали вместе в одной станице, как вместе росли их отцы и деды. Один получал образование и становился офицером, командиром по профессии; образование же другого составляла местная школа и отслужив действительную службу, он возвращался в станицу, занимался земледелием. Казак – офицер хорошо знал психологию каждого своего казака, на что он годен, как будет держать себя в бою и чего может он достигнуть. В свою очередь казаки верили своему командиру, верили, что он не поведет их вслепую, не даст непосильной задачи, не пошлет их на убой.

Была власть выборная – «Войсковой Атаман», ограниченная в своих действиях только волей народного собрания казаков «Войскового Круга». Атаману были подчинены все вооруженные силы, равно как и выборные исполнительные власти в Войске. На своих народных собраниях казаки вырабатывали нормы, по которым действовала эта власть. Раз принятое решение, по какому – либо вопросу запоминалось в народной памяти и применялось в аналогичных случаях, становилось обычаем, и таким образом создавалось «Войсковое Право», которое регулировало все стороны казачьей жизни.

Духовной жизнью казаков руководило духовенство, которое также было выборное и избиралось казаками из наиболее уважаемых, грамотных и религиозных людей. Священник не только удовлетворял религиозные потребности казаков, но и был для них учителем и судьёй.

Московский царь признавался казаками как верховная власть. Он был в их глазах носителем государственного и национального единства России.

Сообщение учащегося

Казачьи символы и знаки

Знамя – символ полкового, войскового объединений. Святыня, за которую казак обязан биться, не щадя жизни, не допуская его оскорбление или осквернения.

Бунчук – знак Ставки, символ Атамана на походе, принадлежал войсковому соединению, на походе и в бою следовал за командующим. В мирное время хранился в церкви, выносился только по праздникам, как подтверждение его значимости и присутствия атамана.

Булава, пернач – символ военной власти, которой наделяется атаман (у запорожцев гетман)

Насека – посох с металлическим навершием, на котором первоначально «насекались» имена атаманов, владевших насекаю - символ гражданской власти атаманов всех степеней.

Атаманский кафтан и шапка – принадлежали казачьей общине, передавались вместе с символами атаманства. Хранились у очередного Атамана или Атаманском управлении. Печать – на рукояти или на перстне вручалась атаману при выборах. Символ хозяйственной и дипломатической функции атамана. Ею скреплялись все документы. Принадлежала общине и передавалась от атамана к атаману.

Сабля – обычно украшенная, старинная тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круги и по праздникам.

Медаль – личный знак атамана, носилась на шее, поверх галстука выпускалась на кафтан в раскол ворота. На лицевой стороне бывали надписи: «атаман станицы…», впоследствии портрет государя. На обратной стороне гравировалось имя и фамилия атамана и годы его правления.

Нагайка – знак Есаульца и Приставов на кругу. В повседневной жизни знак власти у полноправного строевого казака.

Шапка – не всякая, специального образца. Первоначально «Клобук со флыком», папаха, а затем фуражка – знак обладания казаком юридическим полноправием.

Шашка, первоначально сабля – символ всей полноты прав у казака, а также обладания паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет, без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.

Казаки ежегодно, с наступлением зимы, по установившемуся санному пути, отправляли в Москву большое посольство (свыше 100чел) которое должно было передать царю ходатайство о нуждах казаков и принять царское жалование. Царское жалование состояло из определенной суммы денег, огнестрельных припасов, а затем хлеба и сукна.

При Петре 1 казачьи вольности были значительно урезаны. Казачьи области в 1721 году были переданы из Министерства иностранных дел в Военное министерство: право казаков избирать себе атамана на кругу, было уничтожено и военные атаманы назначались верховной властью. Постепенно казачьи земли вошли в административную систему Российского гос – ва, сохранив, однако, во внутреннем управлении, пользовании хозяйственными благами значительную долю автономии.

Казаки сохраняли личную свободу, свободу от податей, но зато несли поголовно воинскую повинность, отправляя за свой счет, то есть, приобретая за свои деньги не только бельё, обувь, платья, но и воинское обмундирование, холодное оружие, лошадь с седлом: только винтовку казак получал от казны.

В период военных годин в казачьих полках существовало старшинство:

1. Полковник городового полка

2. Начальник полкового обоза

3. Полковой судья

4. Полковой подскарий – казначей

5. Начальник полковой канцелярии

6. Полковые есаулы – руководили военными делами, в мирное время ведали снаряжением.

В 18 веке казаки не только участвовали в воинах, которые вело Московское гос-во, но и самостоятельно боролись с могущественной Турецкой империей, с Польским королевством и крымским ханом. Запорожцы и донцы на своих лодках переплывали Черное море и осаждали турецкие и крымские города. Донские казаки, с помощью запорожцев, в 1637 году взяли сильнейшую турецкую крепость Азов, которая стояла в устье Дона и преграждала казакам выход в Азовское море. Взяв Азов, казаки послали в Москву посольство и предложили московскому правительству принять эту крепость. Московское гос-во только что пережило 15 лет смуты (1598-1613гг), оно было слабым и не решилось принять Азов, опасаясь войны с Турцией. Донским казакам самим пришлось защищать Азов от 25000 турецкой армии. Казаки отстояли крепость (знаменитое Азовское сидение), но потом вынуждены были покинуть её, позже должны были дважды холить под Азов вместе с полками Петра1, при котором эта крепость была взята окончательно в 1698 году.

В течении 19 века Российское гос-во использовало казаков как преимущественно военную силу. Например, при нашествии Наполеона на Россию в 1812 году казаки вышли на службу поголовном, начиная от 17ти летнего возраста до 60лет. Под предводительством атамана Войска Донского М.И.Платова казаки значительно способствовали разгрому французской армии.

Казаки были не только военными, но и исследователями в различных областях науки и техники. Назовите казаков, которые остаются в памяти нашего народа?

Сообщение учащегося

Знаменитый путешественник И.Н.Семенов, ген. Н.М.Пржевальский пользовались помощью казаков в своем обследовании дотоле неведомых азиатских областей.

Россия знает и помнит не только имена казаков полководцев, генералов М.И.Платова, графа А.К.Денисова, А.И.Иловойского, - героев войны с Наполеоном в 1812 году; Бакланова, Слепцова - Кухаренко – героев кавказкой войны: А.М.Каледина, Л.Г.Корнилова, П.Н.Краснова – героев первой моровой войны,- но и имена ученых; геолога – профессора А.Ф.Щербины, А.В.Пашутина; А.Н.Краснова географа. Н.П.Асеева (металлурга) и Г.Н.Потапина; а также писателей Ф.Д.Крюкова, Р.М.Кумова, поэтов А.А,Леонова, Н.Н.Туроверова и художника академика Н.Н.Дубовского.

Военные объединения казаков существовали на многих территориях нашей Родины. Старшинство казачьих войск:

Донское-с 1570г

Терское-с1577г

Сибирское-с1582г

Уральское-с1591г

Кубанское-с1696г

Астраханское-с1750г

Черноморское-с1787г

Амурское-с1858г

Уссурийское-с1889г

Где на территории нашей области были сформированы крупные военные казачьи объединения?

Сообщение учащегося

В середине 18 века левобережная Украина разделилась на несколько военно – административных округов, названных полками. Территория Унечского района входила в Стародубский казачий полк, самый богатый и многочисленный, учрежденный в 1663 году, с центром в древнем Стародубе. Села Унечского района входили в состав Быкланской, Мглинской, Новометской, полковой сотен. Казачьи отряды на Стародубщине появились первыми в середине 16века. Московское правительство привлекло на службу «вольных» казаков и «охочих» людей. Однако массовое оказачивание населении Стародубщины пришлось на период освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого. По ревизии 1723 года на территории края насчитывалось свыше 200 казачьих дворов, а с 1781 более 780 дворов. 1812год. За короткий срок в августе на Черниговщине из казаков было сформировано 1 полк численностью в 18 тысяч человек,2-й Черниговский полк (командир полковник Потресов) был сформирован в основном из казаков Стародубковского и Новозыбковского уездов, в 6-й Черниговский полк (командир майор Гурчанинов) вошло 213 казаков Стародубского и 374 Мглинского уездов. Казаки Стародубщины в первые дни войны 28-30 июня выделили 17 фур, 19 волов и денежные средства.

В1882 году был издан указ об обязанности малороссийских казаков относительно военной службы и прочих повинностей. Казаки объявлялись особым сословием, а земли, унаследованные от предков - навечно казачьими. Но после освобождения крестьян казаков вновь причислили к разряду сельских обывателей наряду с крестьянами.

К этому времени ратные подвиги стародубских казаков уже больше напоминали легенды. Как, например, погарский сотник Афанасий Еременко в 1693 году разгромил со своими казаками под Лыщичами польский отряд М.Паца. Как наши земляки участвовали в походах против татар, а в 1693г. громили орду у реки Танеев, как участвовали с Шереметьевым в бою под Нарвой, били шведов под Варшавой, штурмовали Замостье. В 1706 году под Несвижем в бою со шведами сложили свои головы полковник Миклашевский, погарский сотник Еременко, сотня казаков.

Кроме Стародубского,на территории нашего края был с формирован еще один полк – Севский. В начале 16 века великий князь московский Иоанн Васильевич поставил своей целью укрепление южных границ от набегов кочевых племен. Жившие на границе русского государства в небольших пограничных поселках вольные казаки должны были образовать охранительную линию. Чтобы контролировать охранительную линию, с каждого окраинного города по очереди высылались «сторожи» численностью от 2 до 12 всадников. В обязанности им вменялось зоркое слежение за местностью, связь с другими «сторожами», выслеживание движений неприятеля. С середины 16 века каждый помещик должен был для службы выставлять вооруженных людей. Количество их зависело от размеров поместья. По «Уложению о службе» Иоанн 4 основной мерой сделал 100 четвертей «доброй угожей земли», с которой выставлялся один ратник на коне в полном боевом снаряжении. Таким образом, в русском государстве была создана конница «русского строя» - поместная конница. Такая конница была создана в Севске - Севский драгунский полк. Он участвовал в войне с Польшей в конце 20-х годов 17 века, подавлял Московское восстание в 1682 году, участвовал в Крымском походе в 17 веке, в войне с Турцией 1769-1774гг.. в отечественной войне 1812 года. Был расформирован в 1918 году.

На территории нашего района находятся несколько сел и деревень, основанных казаками или долгое время полностью принадлежавших им. Расскажите о них?

Сообщение учащегося.

Одним из таких поселений считается деревня Бороздино. появилась она на реке Рассуха Бороздной во время господства Литвы. В 1618 году по Деулинскому соглашению о перемирии северная земля отошла Польше. Присланные в Стародуб и Мглин, польские чиновники принялись устанавливать свои порядки, перераспределять владения. Казакам, явившимся на службу к полякам на своем коне, выдавался земельный участок «на каждый конь». По акту 1620 года польский комиссар Балтозар Стравинский: «Деревню Бороздино утвердить за борозднами, основателями ее».

После изгнания поляков, с которыми бежали и казаки, служившие в войске польском, все крестьяне деревни, оставшись без панов, перешли в сословие казаков и активно участвовали в борьбе с Польшей. Деревня оставалась войсковой до конца 18 века казаки без панов жили по два дома, а один самостоятельный многосемейный казак имел даже три дома.

Не позже второй половины 18 века появилась деревня Лупеки (ныне Лужки). В1723 году в ней было 9 дворов, а по второй ревизии дворв. Население Лупек до конца 18 века оставалось казачьим, Полностью принадлежало казакам до конца 18 века село Труханово, деревня Борщово, село Высокое, деревня Еленск.

Казачество имеет боевую и славную традицию. Сегодня предпринимаются попытки на уровне государства возродить казачество как отдельное воинское образование.

C начала 1990 – х гг. российское правительство стало принимать меры по воссозданию казачьего самоуправления. 16 июля 1992г. Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление «О реабилитации казачества».

В 1994г. был создан Совет по делам казачества при Президенте РФ. Совет по делам казачества является совещательным и консультативным органам при Президенте РФ, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества.

В1995г. были разработаны правовые основы государственной службы казачества, а уже в 1996г. первое казачье войско – Волжское - приняло на себя обязательства по несению государственной службы.

3 июля 2008г. Президентом РФ была принята концепция государственной политики РФ в отношении российского казачества, в которой говориться, что целями государственной политики РФ в отношении казачества являются: становление и развитие государственной и иной службы российского казачества; возрождение и развитие духовно – культурных основ российского казачества, семейных традиций; осуществление патриотического воспитания казачьей молодёжи.

9 февраля 2010г. Президент России Дмитрий Медведев утвердил удостоверение, форму одежды и чины казаков, а также герб и знамена войсковых казачьих обществ.

Сегодня российское казачество – это граждане РФ, относящие себя к казакам. Казачьи общества и общественные объединения российского казачества созданы на территории более 70 субъектов РФ.

Районы компактного проживания казаков существуют и сегодня на территориях республике Северная Осетия – Алания, Краснодарского, Хабаровского краев, Ростовской, Волгоградской, Оренбургской, Омской, Челябинской областей, в Ханты – Мансийском и Ямало – Ненецком автономных округах и ряде других регионов России.

В России 10 реестровых войсковых казачьих обществ: Всевеликое войско Донское, Кубанское, Терское, Волжское, Оренбургское, Сибирское, Енисейское, Иркутское, Уссурийское. Самыми крупными из них являются Всевеликое войско Донское, Кубанское казачье войско, Сибирское казачье войско. Сейчас появилось 11 войско -

Разработка урока

«Необычный урок в Музее»

Особый народ – казаки.

«Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который мы посвящаем богатейшей истории Казачества и их историческим традициям.

Цель внеклассного мероприятия: познакомить учащихся с историей казачества в связи с изучением романа М. Шолохова «Тихий Дон»

Дорогие ребята!

Сегодня у нас необычный урок. Необычно уже то, что мы проводим его в Краевведческом музее, в котором гостеприимные хозяева показали нам экспозицию по истории казачества.Замысел этого урока возник неслучайно. Ведь мы приступили с вами к знакомству с величайшим романом М.Шолохова «Тихий Дон», который знакомит нас с особым народом – казаками.

/ Просмотр фрагментов х/ф «Тихий Дон»

В этом небольшом фрагменте мы увидели роскошные картины донской природы, которые вдохновили М. Шолохова на создание романа-эпопеи,наблюдали картины мирной жизни казаков.

Одним из основных занятий для казака была служба.

Именно о службе мысли Григория Мелехова после ухода из дома: «Шли в полусне думы гладко и ровно, как баркас по течению и вдруг натыкались на что-то, будто на мель; муторно становилось, не по себе; ворочался, бился в догадках…А утром проснулся и вспомнил: Служба! Куда же мы пойдём с Аксюткой? Весной - в лагерь, а осенью на службу…

Помимо службы другим понятием, определяющим жизнь казака, была ЗЕМЛЯ.

Казак не может не пойти на службу и не может оставить свою землю, об этом говорит Григорий Аксинье в эпизоде, когда она уговаривает его убежать из хутора на шахту:

«Ну куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. От земли никуда не тронусь».

Всем своим романом М.Шолохов убеждает нас: надо хранить добрые традиции, изучать их, соединяя с новой цивилизацией

Ведь нет ничего вреднее вражды, «белых с красными», донцов с хоперцами, русских – с другими народами. И как Хопер вливается в Дон, так и люди разных краев, различных убеждений должны находить общий язык – эти слова профессора В.С.Вахрушева из статьи «Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который мы посвящаем богатейшей истории кзачества, и их историческим традициям.

    Мы узнаем об истории казачества, как военного сословия в России.

    Познакомимся с казачьими символами, чинами и званиями.

    С вековыми традициями и заповедями

    Послушаем историю возрождения казачества на нашей хоперской земле.

И тогда образы героев «Тихого Дона» станут нам ближе и понятнее. Ведь впервые в мировой литературе героем этого романа становится не титан, не царь или полководец, а простой труженик, казак. Мы лучше поймем, что в образе Григория Мелехова воплотилась судьба не только донского казачества, но в значительной мере судьба всего человечества 20 столетия.

Трагедия «Тихого Дона» - это общая наша трагедия, потому, что мы, как никогда раньше, теряем связь с природой, с землей, с нашей культурой, традициями предков.

Для того, чтобы этого не случилось, мы и проводим наш сегодняшний урок.

Представление гостей:

1. Шалатов Виктор Иванович – казачий генерал-майор.

2. Фильчашкин Сергей Иванович – казачий полковник

3. Неверов Вячеслав Дмитриевич – есаул, атаман станицы Пинеровской.

4. Смотров Владимир Васильевич – войсковой старшина

5.Артисты ансамбля «Хопёрская вольница»

Представление исследовательской группы учащихся литературоведов и историков:

    Музальков Максим.

    Минов Василий

    Геращенко Александр

    Матвеев Пётр

    Самодурова Кристина

    Ветрова Екатерина

    Боганцева Виктория

    Кузина Олеся

    Белоусова Ирина

    Лощакова Жанна

..(Звучит гимн Донского казачества)

1.Обратимся к истории казачества на основе нашего читательского опыта. Ещё в 7-м классе

Мы знакомились с замечательной повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», где наблюдали

Нравы и обычаи Запорожских казаков и воплощение в повести мечты писателя о справедливом вольном обществе: Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»

/Цитата из повести «Тарас Бульба» /

« Вся Сечь представляла необыкновенное явление… Приходила на Сечь гибель народа

И хоть бы кто-нибудь спросил их откуда они, как будто бы возвращались в свой дом, из которого за час перед тем вышли. Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил: «Здравствуй! Что, во Христа веруешь?» - «Верую!» - отвечал приходящий. – «И в троицу святую веруешь?» - «Верую» - И в церковь ходишь?» -«Хожу!» - «А ну перекрестись!» Пришедший крестился. «Ну, хорошо, - отвечал кошевой,

Ступай же, в который сам знаешь курень.» Этим оканчивалась вся церемония.

Гоголь не идеализирует Сечь, показывает её стихийность, своевольство, необузданность. Но всё исчезает, когда заканчивается мирная жизнь и наступают военные времена. По первому призыву Отчизны запорожцы бросают всё и берут оружие: «И всё что ни было,

Садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах,

Дюжую наружность» - писал Н.В. Гоголь.

2. Ещё об одном знаменитом казачьем атамане, генерале от кавалерии, графе Матвее

Ивановиче Платове упоминает Грибоедов в знаменитой комедии «Горе от ума», называя его «героем Очакова и покоренья Крыма». Легендарный атаман Платов является и героем

Оригинального рассказа Лескова «Левша».

В Энциклопедическом словаре мы узнаём о нём, как о соратнике Суворова и Кутузова, герое Отечественной войны 1812 года. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».

От своих чистых сердец совьём Платову венец». Так пели на Дону после 1812 года простые казаки о своём атамане.

3. Жизнь казачества издревле была окружена ореолом слухов, легенд и домыслов .

Всем известно, что давно распространён взгляд на казаков как на несгибаемых борцов за «Веру, Царя и Отечество».Не менее популярно и мнение об извечном бунтарстве и своеволии казаков. Есть мнение, что именно казаки поддерживали всех самозванцев на российский трон во времена Смутного времени. Часто именно казаки, не терпевшие притеснения царского самодержавия, были организаторами и участниками народных восстаний.

Так ещё А.С.Пушкин в «Истории Пугачёва» писал: «Наконец, в 1771 г., мятеж яицких казаков обнаружился во всей своей силе… строгие и необходимые меры восстанавливали лишь внешний порядок, но спокойствие было ненадёжно. «Толи ещё будет!»- говорили мятежники – так ли мы ещё тряхнём Москвою».

Потом известные события под предводительством Пугачева получили отражение в «Капитанской дочке».

    В 18 – м столетии «золотой век» русского казачества миновал.

Постепенно клонились к закату времена буйной вольницы, привилегированных казачьих автономий, бывшем своего рода « государством в государстве». Но тогда казачьи сообщества ещё вольготно чувствовали себя на окраинах России, оплачивая свою «волю» кровавыми схватками с окружающими кочевниками.

Созданная при Петре регулярная армия, обесценила казачество как военную силу.

5. Как известно, Донское войсковое правительство не признало в октябре 17-го года победы большевиков, но подавляющее большинство казачества, уставшее от войны, держало нейтралитет. В начале 1918 –года Донское правительство пало. Небольшие группы казаков отступили в степи, потом были объединеныгенералом Поповым, более 500 донских казаков было в составе Добровольческой армии генерала Корнилова, затем Врангеля.

По мнению большинства исследователей, после Гражданской войны из России эмигрировало около 40 тысяч казаков. Судьба забросила казаков и в Америку, Австралию, Африку, и во многие европейские государства.

6.Одним из таких эмигрантов, большую часть своей жизни проживший во Франции, был талантливый поэт, сумевший с поразительной силой выразить тоску изгнания и трагедию казачества, почти уничтоженного после 17-го года. Он вернулся на Родину через 20 лет после смерти. Но вернулся своими стихами.

Послушайте строчки из его стих., посвящённые Родине.

Уходили мы из Крыма

Среди дыма и огня,

Я с кормы всё время мимо

В своего стрелял коня.

Лучшие тебе я отдал годы,

Всё тебе доверил, не тая,-

Франция, страна моей свободы,

Мачеха весёлая моя.

Пора, мой старый друг, пора,

Мы зажились с тобою оба,

И пожилые юнкера

Стоят навытяжку у гроба.

Но в разлуке с тобой не прощаюсь,

Мой далёкий отеческий дом,

Перед Господом не постесняюсь

Называться Донским казаком!

/Предлагается номер Х/С Казачья песня…………………………………………

7.Слово СМОТРОВУ Владимиру Васильевичу.

Мы обращаемся к Вам как к эксперту, знатоку казачьей истории. Всё ли ребята говорили правильно? И конечно, же хотим услышать ещё интересные, волнующие моменты истории казачества.

Казак, говоря о себе, всегда подчёркивал триаду: Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретёшь Царствие небесное и Славу в потомках!

Расшифровать эти принципы казачьего мировоззрения мы попросим ШАЛАТОВА Виктора Ивановича.

ВОПРОСЫ:

- Права и обязанности казака.

-Что такое Казачий круг? И порядок его проведения.

-Принятие в казачество и «взятие под шинель»

Кроме того, Виктор Иванович сейчас является депутатом районного Совета, и может рассказать нам о функциях и роли казаков в нашем районе.

8.Рассказ о казачьих СИМВОЛАХ

9.Рассказ о ЧИНАХ И ЗВАНИЯХ

Заключительное слово учителя:

Т.О., казачество представляло собой обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, свободолюбием, трудолюбием, почитанием старших. Казачество – самобытный народ, имеющий большую и интересную историю, культуру, язык.

И в наши дни возрождённое казачество играет важную роль в обществе.